Инфомост для родителей

Секреты семейного чтения в периоды взросления ребёнка: рекомендации психолога

В семье родительское чтение вслух это очень ценно и важно, ему отводится особенная роль. Во многих семьях есть любимые традиции и полезные семейные ритуалы, связанные с совместным чтением детям, например, родители читают детям перед сном, чтение в совместных играх и на праздниках, на прогулке. Любовь к книгам - это часто семейная история, которая сохраняется поколениями взрослых.

Кроме того, чтение помогает родителям лучше понять своих детей в кризисные периоды. Совместное чтение книг обогащает взаимодействие взрослого с ребёнком, благодаря чтению общение происходит естественно и гармонично. Книга создаёт благоприятный фон и настрой на общение, так как в кризисные периоды взросления ребёнка родитель демонстрирует растерянность и неуверенность в правильности своего стиля воспитания.

Возраст ребёнка от рождения до 3-х лет считается ранним и одним из первых и трудных для родителей периодов в воспитании ребёнка оказывается кризис 3-х лет. Когда ребёнку свойственно упрямство и капризы, желание делать всё самому и непослушание, семейное чтение объединяет родителя и ребёнка. Совместное чтение вслух облегчает контакт родителя с ребёнком через сказочный сюжет и приключения героев произведений, в которых можно поиграть с родителем. Слушая рассказ или сказку, у ребёнка активно работает творческое воображение, возникают различные чувства и эмоции, благодаря чему происходит исправление эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Дети представляют себя на месте героев произведений, усваивают модели поведения в разных ситуациях, а затем воспроизводят прочитанный сюжет в играх со взрослыми и сверстниками. Предметная деятельность ребёнка наполняется смыслом, формируются полезные навыки коммуникации и социализации, с помощью чтения родитель прививает ребёнку ценностные ориентации и расширяет представления об окружающем. Кроме этого, взрослый передаёт ребёнку своё настроение и чувства от прочитанного произведения и в семье укрепляются традиции совместного чтения с раннего возраста.


Книги для совместного чтения родителей с детьми раннего возраста до 3-х лет:

  1. Спилман Корнелия «Когда я тревожусь. Полезные сказки»;
  2. Спилман Корнелия «Когда я забочусь о других»;
  3. Спилман Корнелия «Когда я скучаю»;
  4. Смирнова Вика «Я дерусь»;
  5. Смирнова Вика «Я спорю»;
  6. Кутявина Анна «Я сам!» капризные сказки;
  7. Кутявина Анна «Это моё» капризные сказки;
  8. Симбирская Юлия «Грустная черепаха» Книга первых чувств;
  9. Росс Тони «Я сама!»;
  10. Симбирская Юлия «Злой кот» Книга первых чувств.
Далее, примерно в возрасте 6-7 лет, у ребёнка начинается следующий виток развития, который преподносит родителям новые испытания. Это ответственный период для семьи, так как ребёнок готовится к поступлению в школу или уже начал учебную деятельность. Происходит переход в новый социальный статус – школьника. Ребенок начинает понимать свое место в мире, общественных отношений, добивается уважения к себе. У ребёнка происходит потеря детской непосредственности. При чутком и внимательном отношении родителя к ребёнку можно избежать многих проблем с поведением у детей и непослушания.

В этот период родителю нужно поддерживать познавательный интерес ребёнка и его потребность экспериментировать, способствовать развитию собственных умений у ребёнка, помогать ребёнку находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира и природы.


Книги для совместного чтения родителей с детьми, которые готовятся пойти в школу и для детей раннего школьного возраста:

  1. Кудряшова (Хайтлина) Аля «Нестрашные коты»;
  2. Абдеева Гульшат «Однажды в капустине»;
  3. Акулова Наталья Рассказы «Горсть спелой земляники»;
  4. Чарушина-Капустина Евгения «Зеркальный дом озёрной чайки»;
  5. Ржанников Дмитрий «Спасение лягушонка Района».
В подростковом возрасте ребёнок использует все свои ресурсы, чтобы отделиться от взрослого и стать самостоятельным, получить новый опыт и впечатления. Родителю приходится проявлять терпение и мудрость. Кризис подросткового возраста воспринимается родителями и учителями как наиболее непредсказуемый период. Возрастные изменения, через которые проходит подросток нацелены на решение необходимых задач взросления. Подросткам нужно научиться понимать свои отношения со сверстниками и взрослыми, в формальных и неформальных коллективах, аргументировать свою позицию в случае выбора, знать и принимать требования законов и норм поведения в обществе, семье, школе, а также постоять за себя в рамках действующих правил. А также понимать свои чувства и выработать стратеги поведения для эффективного общения и выражения собственного мнения, определить свои цели и пути их достижения, самостоятельно учиться.

В подростковом возрасте родителю и ребёнку предстоит стать равными партнёрами, поэтому лучше читать по отдельности и стараться обсуждать сюжеты прочитанных книг. Книга откроет что-то важное для взрослого о подростковой душе и у ребёнка вызовет мысли, которые найдут эмоциональный отклик.


Книги для совместного обсуждения родителей с подростками:

  1. Стрельникова Кристина «День глухого кита»;
  2. Замятина Ольга «Роман с читателем»;
  3. Доцук Дарья «Голос»;
  4. Амраева Аделия «Футбольное поле»;
  5. Лебедева Виктория, Турханов Александр «Абонент недоступен»;
  6. Ильина Вера «Место у окна».