Вы мечтаете, чтобы Ваш ребенок полюбил чтение? Задумывались ли Вы когда-нибудь, с какого возраста надо знакомить ребенка с книгой?
Знакомиться с книжками для детей должна будущая мама, когда он еще в утробе. Уже на этом этапе женщина должна задумываться, а что же она будет читать ему (стихи или петь песенки).
Потом, когда ребенок родится и до года они будут с матерью единым целым, как один организм, именно в этом возрасте младенчества так важна связь между ними. Она будет укрепляться с помощью слова, голоса матери, напевных потешек, песен и т.д. Очень важно, чтобы мама сама, а не через аудиокнигу знакомила ребенка с первыми произведениями. Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил и знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни. Ритм колыбельной песни, соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка играет важную роль в открывании души навстречу поющему голосу. Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений - это самый древний универсальный и успешный способ присоединения к партнеру. Таким образом, происходит объединение двух людей в одну систему, ведомую общим ритмом. Поэтому интонация, слова, образы колыбельной беспрепятственно проникает внутрь одушевленного тела младенца, пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа.
Когда ребенок становится старше (2-3 года) к вечерней песне присоединяется чтение сказок и историй, задушевные разговоры о самом важном. В этом возрасте ребенка надо знакомить с книжками-игрушками с развивающими элементами. Они стимулируют исследование свойств предметов. Дети получают от них много положительных эмоций. Дети делятся на три категории: ребенок-зритель, ребенок-слушатель и ребенок-деятель (по теории ученых Э. Брэдвея и Б. А. Хила). Для гармоничного развития ребенка, необходимо развить все три этих направления. Для развития зрителя - акцент на картинки, для слушателя читать в слух, (или использовать книги со встроенными записями голосов и звуков), для деятеля - разыгрывать сюжеты из книг с помощью кукол и игрушек, рисовать, лепить, делать аппликации. Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является предметная деятельность. Взаимодействуя с предметами, он проживает расстояния между ними, их величину и форму, тяжесть и плотность и одновременно познает физические параметры собственного тела, ощущает их единство и постоянство.
Большое значение придается разговору с ребенком о прочитанном произведении, так называемом разборе. Разбор произведения обладает собственной творческой силой. Это укрепляет в читателе (слушателе) мыслительную способность и возбуждает, обогащает, углубляет его впечатления, чтобы произведение внесло в его душу целый ряд новых чувств и образов.
В дошкольном возрасте ребенок занимается сложной работой по упорядочиванию мира, он находит место окружающим предметам, людям, событиям, явлениям, себе самому в этом мире и таким образом формирует свое самосознание. Таким образом, удовлетворяется одна из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле. До пяти лет закладываются основы личности ребенка. В этот период детям подходят фольклорные тексты не только потому, что они просты, но они имеют еще своеобразную магическую силу, эти образы очень емкие и словарные формы похожи на заклинание. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке. По мере того, как речь ребенка становится более богатой, пространство вокруг него и пространство собственного тела детализируются и наполняются отдельными предметами, имеющими собственные имена. Слово не дает растечься и исчезнуть текущему психическому восприятию, оно как бы останавливает поток впечатлений, закрепляет их существование в памяти.
Поэтому важно, чтобы взрослый все время обогащал лексикон ребенка, в том числе и с помощью книг и художественных произведений.
С поступлением ребенка в школу, начинается новый этап в его развитии. Он приходит в учебное заведение открытым для активного читательского восприятия. Чувства ученика формируются под влиянием эмоциональной атмосферы в школе, но в первую очередь от атмосферы уроков. Развитие эмоционального воображение через книги - это в будущем мощное оружие против жестокости, агрессивности, душевной "глухоты". Но обязательность, принудительность изучаемых текстов и отсутствие выбора - это барьер в воспитании любви к книге и гасит эмоциональность ребенка. Даже небольшое проявление читательской свободы приводит к более яркой читательской жизни и заинтересованности ребенка к чтению. Книга должна потрясать, зажигать, заинтересовывать ребенка, оставлять его неравнодушным, воспитывать любовь, вдохновлять. Поэтому надо так взаимодействовать с ребенком и книгой, чтобы совершенствовать его воображение, развивать интеллект. Ребенок делает успешно что-нибудь и по наитию, не отдавая себе отчета в том, как и почему он это делает. Если он делает это достаточно хорошо, то не нуждается в специальной заботе взрослого. Если он этим умением не владеет, надо учить его управлять соответствующей деятельностью произвольно и целенаправленно. Это же относится и к приобщению ребенка к книге.
Читающий человек будет стоять выше по уровню того, кто смотрит телевизор. С научной точки зрения, именно художественное чтение развивает интеллект и речь, позволяет ребенку понять себя и окружающий мир, обогащает его духовный мир, воспитывает чувства и таким образом развивает личность. Гаджеты сводят активность ребенка к минимуму. Нужно держать тонкую грань не противопоставляя книгу (например телефону или планшету), а регламентируя нахождение его в них. Художественное произведение обладает несколькими аспектами, которые имеют развивающее влияние на детей:
- Это инструмент ненавязчивого обучения, в т.ч. в игровой форме;
- Оно закаляет характер и устанавливает приемлемые нормы поведения;
- Работа с книгой обладает коррекционными возможностями при работе с психотравмой и т.д.;
- Книга объединяет поколения и дает возможность приятно провести время.
Как же привить ребенку любовь к книге, а в дальнейшем и любовь к чтению? Определим конкретно для Вашей семьи несколько вопросов и правил:
1. Что или кто может стать мотиватором чтения в семье?
2 . Как часто вы сами берете в руки книгу (материальную или электронную)?
3. Продумайте, какие книги Вы будете обсуждать сегодня.
4. Организуйте ребенку специальное место для книг.
5. Где и когда Вы можете читать ребенку?
6. Вслушивайтесь, как читают аудиокниги актеры
Как заинтересовать ребенка, чтобы он полюбил чтение:
- проникнуться интересом ребенка, каким бы странным он Вам не казался;
- узнать запрос ребенка;
- нужно самим быть читающими родителями (чтобы дети видели это, должно быть много книг в доме);
- убеждения не работают, только личный примером можно заинтересовать ребенка;
- начните читать книги при детях прямо сегодня;
- покажите детям, что Вам интересно читать (делиться с ними мыслями о прочитанном);
- читать детям вслух даже когда он умеет сам читать.
Чего не стоит говорить или делать с ребенком, чтобы не вызвать отвращения к чтению:
говорить, что надо закончить книгу побыстрее;
- запугивать, угрожать;
- манипулировать;
- торговаться;
- не стоит делать жесткую привязку к теме чтения;
- противопоставлять чтение гаджету.
Уважаемые родители, полюбить чтение ребенок может в любом возрасте. И от Вас многое зависит. Главное не отчаиваться. Покажите своим примером, как это увлекательно и полезно.
Знакомиться с книжками для детей должна будущая мама, когда он еще в утробе. Уже на этом этапе женщина должна задумываться, а что же она будет читать ему (стихи или петь песенки).
Потом, когда ребенок родится и до года они будут с матерью единым целым, как один организм, именно в этом возрасте младенчества так важна связь между ними. Она будет укрепляться с помощью слова, голоса матери, напевных потешек, песен и т.д. Очень важно, чтобы мама сама, а не через аудиокнигу знакомила ребенка с первыми произведениями. Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил и знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни. Ритм колыбельной песни, соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка играет важную роль в открывании души навстречу поющему голосу. Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений - это самый древний универсальный и успешный способ присоединения к партнеру. Таким образом, происходит объединение двух людей в одну систему, ведомую общим ритмом. Поэтому интонация, слова, образы колыбельной беспрепятственно проникает внутрь одушевленного тела младенца, пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа.
Когда ребенок становится старше (2-3 года) к вечерней песне присоединяется чтение сказок и историй, задушевные разговоры о самом важном. В этом возрасте ребенка надо знакомить с книжками-игрушками с развивающими элементами. Они стимулируют исследование свойств предметов. Дети получают от них много положительных эмоций. Дети делятся на три категории: ребенок-зритель, ребенок-слушатель и ребенок-деятель (по теории ученых Э. Брэдвея и Б. А. Хила). Для гармоничного развития ребенка, необходимо развить все три этих направления. Для развития зрителя - акцент на картинки, для слушателя читать в слух, (или использовать книги со встроенными записями голосов и звуков), для деятеля - разыгрывать сюжеты из книг с помощью кукол и игрушек, рисовать, лепить, делать аппликации. Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является предметная деятельность. Взаимодействуя с предметами, он проживает расстояния между ними, их величину и форму, тяжесть и плотность и одновременно познает физические параметры собственного тела, ощущает их единство и постоянство.
Большое значение придается разговору с ребенком о прочитанном произведении, так называемом разборе. Разбор произведения обладает собственной творческой силой. Это укрепляет в читателе (слушателе) мыслительную способность и возбуждает, обогащает, углубляет его впечатления, чтобы произведение внесло в его душу целый ряд новых чувств и образов.
В дошкольном возрасте ребенок занимается сложной работой по упорядочиванию мира, он находит место окружающим предметам, людям, событиям, явлениям, себе самому в этом мире и таким образом формирует свое самосознание. Таким образом, удовлетворяется одна из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле. До пяти лет закладываются основы личности ребенка. В этот период детям подходят фольклорные тексты не только потому, что они просты, но они имеют еще своеобразную магическую силу, эти образы очень емкие и словарные формы похожи на заклинание. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке. По мере того, как речь ребенка становится более богатой, пространство вокруг него и пространство собственного тела детализируются и наполняются отдельными предметами, имеющими собственные имена. Слово не дает растечься и исчезнуть текущему психическому восприятию, оно как бы останавливает поток впечатлений, закрепляет их существование в памяти.
Поэтому важно, чтобы взрослый все время обогащал лексикон ребенка, в том числе и с помощью книг и художественных произведений.
С поступлением ребенка в школу, начинается новый этап в его развитии. Он приходит в учебное заведение открытым для активного читательского восприятия. Чувства ученика формируются под влиянием эмоциональной атмосферы в школе, но в первую очередь от атмосферы уроков. Развитие эмоционального воображение через книги - это в будущем мощное оружие против жестокости, агрессивности, душевной "глухоты". Но обязательность, принудительность изучаемых текстов и отсутствие выбора - это барьер в воспитании любви к книге и гасит эмоциональность ребенка. Даже небольшое проявление читательской свободы приводит к более яркой читательской жизни и заинтересованности ребенка к чтению. Книга должна потрясать, зажигать, заинтересовывать ребенка, оставлять его неравнодушным, воспитывать любовь, вдохновлять. Поэтому надо так взаимодействовать с ребенком и книгой, чтобы совершенствовать его воображение, развивать интеллект. Ребенок делает успешно что-нибудь и по наитию, не отдавая себе отчета в том, как и почему он это делает. Если он делает это достаточно хорошо, то не нуждается в специальной заботе взрослого. Если он этим умением не владеет, надо учить его управлять соответствующей деятельностью произвольно и целенаправленно. Это же относится и к приобщению ребенка к книге.
Читающий человек будет стоять выше по уровню того, кто смотрит телевизор. С научной точки зрения, именно художественное чтение развивает интеллект и речь, позволяет ребенку понять себя и окружающий мир, обогащает его духовный мир, воспитывает чувства и таким образом развивает личность. Гаджеты сводят активность ребенка к минимуму. Нужно держать тонкую грань не противопоставляя книгу (например телефону или планшету), а регламентируя нахождение его в них. Художественное произведение обладает несколькими аспектами, которые имеют развивающее влияние на детей:
- Это инструмент ненавязчивого обучения, в т.ч. в игровой форме;
- Оно закаляет характер и устанавливает приемлемые нормы поведения;
- Работа с книгой обладает коррекционными возможностями при работе с психотравмой и т.д.;
- Книга объединяет поколения и дает возможность приятно провести время.
Как же привить ребенку любовь к книге, а в дальнейшем и любовь к чтению? Определим конкретно для Вашей семьи несколько вопросов и правил:
1. Что или кто может стать мотиватором чтения в семье?
2 . Как часто вы сами берете в руки книгу (материальную или электронную)?
3. Продумайте, какие книги Вы будете обсуждать сегодня.
4. Организуйте ребенку специальное место для книг.
5. Где и когда Вы можете читать ребенку?
6. Вслушивайтесь, как читают аудиокниги актеры
Как заинтересовать ребенка, чтобы он полюбил чтение:
- проникнуться интересом ребенка, каким бы странным он Вам не казался;
- узнать запрос ребенка;
- нужно самим быть читающими родителями (чтобы дети видели это, должно быть много книг в доме);
- убеждения не работают, только личный примером можно заинтересовать ребенка;
- начните читать книги при детях прямо сегодня;
- покажите детям, что Вам интересно читать (делиться с ними мыслями о прочитанном);
- читать детям вслух даже когда он умеет сам читать.
Чего не стоит говорить или делать с ребенком, чтобы не вызвать отвращения к чтению:
говорить, что надо закончить книгу побыстрее;
- запугивать, угрожать;
- манипулировать;
- торговаться;
- не стоит делать жесткую привязку к теме чтения;
- противопоставлять чтение гаджету.
Уважаемые родители, полюбить чтение ребенок может в любом возрасте. И от Вас многое зависит. Главное не отчаиваться. Покажите своим примером, как это увлекательно и полезно.