виртуальная выставка

"Когда я проснулся, шёл дождь". Разговор о книге.

Сегодня мы будем знакомиться с книгой Сэма Ашера «Дождь». Книга промаркирована значком «0+» - это сигнал «безопасности», отметка, соответствующая требованиям Закона о защите детей от вредной информации. «0+» означает, что книга не нанесет никакого вреда читателю, даже если он новорожденный. Но мы считаем, что совместно с нашими играми она подходит для малышей в возрасте от 3 до 5 лет. Это первая книга автора, которая появилась в нашей библиотеке. По-настоящему добрая и простая история - картинка для чтения вслух и первого самостоятельного чтения, чудесная, легкая и воздушная, как первые капли весеннего дождя.

На первых страницах книги мы встречаемся с её главным героем-мальчиком-непоседой, которому очень хочется пойти гулять. Но за окном моросит дождик, и дедушка уговаривает его немного подождать, пока погода не наладится. Читая эти страницы книги, поговорите о временах года, спросите о том, сколько их всего, чем одно время года отличается от другого, какое время больше нравится и почему. Главный герой книги невероятно скучает, ведь ему хочется бегать, прыгать, резвиться на улице! Кому от дождя хорошо, а кому плохо? Почему? Обсудите с малышом, чем можно заниматься во время дождя? Например: бегать по лужам, брызгать из брызгалок, пускать кораблики по ручейкам, рисовать яркие витражи на окнах с помощью гуаши или на бумаге с помощью дождя, искать на небе радугу и радоваться ей. А также поиграть в игру «Рифмы под дождем» (См. приложение 1). Придумаем рифмы, созвучные изображениям на картинке: кораблик, лужица, дождь, капитан, капля, отражение, солнце.

А в книге дождь все идёт и идёт, но он уже перестал быть таким скучным, ведь дедушка нашёл себе занятие – он пишет письмо, а мальчик предложил и вовсе отправится к морским чудищам! Здесь можно пофантазировать, какими бывают они – эти загадочные звери и нарисовать свою фантазию в технике кляксографии - нетрадиционной техники рисования при помощи выдувания из трубочки краски смешанной с жидким мылом и водой. (См. приложение 2)

И, наконец, дождь прекращается, и дедушка предлагает малышу пойти на улицу, опустить письмо в ящик. Они быстро одеваются и выходят на улицу. Что надеть в дождливый день? Предложите ребенку поиграть в игру! (См. приложение 3) Положите перед ребенком лист бумаги с изображениями разных предметов, среди которых нужно выделить только правильные ответы. Например: сапожки, куртка, варежки, валенки, зонт, панама.

А необыкновенное путешествие началось, и дедушка назначил мальчика капитаном воображаемого корабля, но дождь пошел снова. Давайте попробуем выяснить, откуда берётся дождь? (См. приложение 4) Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности озер, рек, морей, океанов и ручьев испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, где мельчайшие водяные капельки собираются в облака и тучи. Водяные капельки столь малы, что парят в воздухе. Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться — капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются — сотни тысяч их образуют одну полновесную каплю. Такие капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю — идет дождь. Ветер разносит тучи над землей, и они проливают на нее живительную влагу. Ведь без дождя не будут расти деревья, цветы, травы. Мы и сами можем вызвать "дождь". Наполним кубиками льда кастрюльку с ручкой и подержим ее над большой кастрюлей с кипящей водой (будьте осторожны, не ошпарьтесь!). Что же произойдет? Очень влажный, горячий воздух, насыщенный паром, поднимается вверх и нагревает стенки, охлажденной льдом кастрюльки. Пар этот конденсируется, оседая на стенках кастрюльки, сливается в большие капли и стекает вниз. Идет дождь!

И, наконец, наступил день, полный радости и счастья. Дождь, наконец, закончился, можно выйти на улицу и играть. В этом нам помогут «небесные загадки» (См. приложение 5)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)


Если дождь над полем
Сеет полосой,
Из дождя прямого
Он сделает косой.
По аллеям парка
Листья закружит.
Если летом жарко,
Он вас освежит.
(Ветер)


Если это — белое,
То тень собою делает.
Если чёрною бывает,
Дождь, как слёзы, проливает.
(Облако и туча)

Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит ...
(Погода)


Летом оно голубое,
Осенью — серое, злое,
А ветер гоняет там тучки,
Из тучек вниз — слёзки-падучки.
Зимой в нём снежинок полно,
Оно ж недовольно - черно.
(Небо)

С неба хлынула вода,
Дождь идёт, как из ведра.
Будто ночь настала днём,
Как мы дождь такой зовём?
(Ливень)

Серая на небе вата
Слишком стала мокровата.
Из неё, того и жди,
Сеять вниз начнут дожди.
Ветер, ты-то ведь могучий,
Разгони на небе …
(Тучи)

Продолжая читать книгу, мы понимаем, что скоро начнется волшебство. Кажется, что в мире происходят какие-то удивительные перемены, и теперь всюду сказка, праздник и карнавал! И даже глаза закрывать не надо, чтобы всё это представить.

Самые прекрасные вещи в жизни стоят того, чтобы их ждать. Когда солнечные дни идут один за другим, люди просто перестают замечать их красоту, перестают радоваться им. Если мы долго видели исключительно серое небо и проливной дождь, то неожиданно выглянувшее солнышко станет настоящим праздником, а чашка какао и теплые носки после прогулки под дождем - станут замечательным завершением дня!