Литературные игры
для детей от 5 до 7 лет
От составителя
Увлечь и увлечься чтением…
Эти слова могли бы стать девизом для родителей детей любого возраста, а уж тем более – детей-дошкольников. В этом возрасте уже становится понятно, будет ли ребенок дружить с книгой. К девизу хочется добавить короткое, но такое важное в деле воспитания будущего читателя, обладающего литературным вкусом, слово: увлечь и увлечься чтением поэзии.
Многие родители с рождения читают ребенку достаточно много стихотворений. Мало кому удается обойтись без книг К. Чуковского, С. Маршака и А. Барто. К 4 – 5 годам начинается активный переход к продолжительной прозе, стихотворения отходят на второй план или вовсе остаются за бортом. К тому же, в этот период жизни малыша чрезвычайную важность для родителей представляет умение ребенка читать, что, по их мнению, позволит в будущем соответствовать требованиям школы. Это распространенная родительская ошибка: важно не гнаться за совершенствованием техники чтения, главное – привить вкус к чтению. Хорошая детская поэзия поможет в этом.
Полюбить стихотворения, услышать их красоту – дано не каждому.
Эта любовь начинается на пути от самостоятельного литературного и языкового творчества к чтению, а не наоборот. Ребенок должен сначала играть со словом, ощутить прелесть этой игры. Придумывания несложных текстов, интересных слов, сравнений, шуток, описаний – того, чем пользуются поэты и писатели, чем интересна литература, научат ребенка выражать свои переживания, пополнят его словарный запас, разовьют воображение, а в будущем помогут вдумчиво читать и понимать книги. Это ли не профилактика нелюбви к чтению?!
А потому приглашаем вас и вашего ребенка к игре со словом, с рифмой, которая иногда бывает капризной, а то и вовсе пропадает. Но и это не беда: в таком случае в игру можно пригласить не менее ароматные белые стихи. Главное – не растеряться и искать. Поэтические игры – это маленькая, но такая прекрасная и необходимая ступенька к познанию себя и того, что вокруг нас.
Желаем вам и вашему ребенку
удачного и увлекательного словотворчества!
удачного и увлекательного словотворчества!
Игры с детьми в поэзию и поэтов
Игра «Допиши стихотворение».
Необходимо дописать стихотворение по двум первым строчкам, содержащим остросюжетную завязку необычного происшествия. Задача детей – придумать развязку, соблюдая при этом не только логику сюжета, но и заданную стихотворную форму. Пример завязки (строчки-«зацепки»):
В зоопарке бегемот
Проглотил ежа, и вот…
Вариант «развязки»: Две недели сторожа ищут бедного ежа. Или: Бегемот вовсю хохочет: еж ему нутро щекочет!
Игра «Помоги поэту».
Следует вставить недостающие слова в стихотворение:
Очень-очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый …
Испек рассыпчатый …
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости …
Но что-то гости …
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек…
Потом кусочек…
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек…
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли,
То даже крошек…
(Даниил Хармс)
Игра «Так бывает или нет».
Текст читается в ускоряющемся темпе. Ребенок ищет и называет ошибки.
Если б не было рогов у коров,
Если б не было ушей у мышей,
Если б не было котов у хвостов,
Гребешков – у петушков.
Пятачков – у поросят,
Красных лапок у гусят.
Легких крыльев – у баранов
И часов – у тараканов…
Если б слушал ты внимательно,
То б исправил обязательно!
Если б не было ушей у мышей,
Если б не было котов у хвостов,
Гребешков – у петушков.
Пятачков – у поросят,
Красных лапок у гусят.
Легких крыльев – у баранов
И часов – у тараканов…
Если б слушал ты внимательно,
То б исправил обязательно!
( По Н. Семерниной)
Игра «Перепутаница».
Прочитав первое четверостишие стихотворения, попросить ребенка поменять слова местами так, чтобы сохранилась рифма, но смысл изменился. В заключение стихотворение прочитать полностью.
Кулинаки-пулинаки
(Скороговорка)
Кулинаки-пулинаки,
Громко гавкают собаки,
Тихо тикают часы,
Чистят чижики носы.
Громко гавкают собаки,
Тихо тикают часы,
Чистят чижики носы.
Кулинаки-пулинаки,
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.
Кулинаки-пулинаки,
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.
Кулинаки-пулинаки,
Где часы, а где собаки?..
Только тот и разберет,
Кто ходит задом-наперед.
Где часы, а где собаки?..
Только тот и разберет,
Кто ходит задом-наперед.
(И. Пивоварова)
Можно предложить ребенку и другие варианты игры «Путаница». Например, восстановить первоначальный текст, меняя местами стихотворные строчки. Первая и последняя строчки стихотворения должны оставаться неприкосновенными.
1)Льется дождь колючий
4) Мокрый листопад.
3) Ветер, ветер, ветер,
2) В почерневший сад.
7) Взрослые и дети
6) По небу летят.
5) Тучи, тучи, тучи
8) Грустные сидят.
4) Мокрый листопад.
3) Ветер, ветер, ветер,
2) В почерневший сад.
7) Взрослые и дети
6) По небу летят.
5) Тучи, тучи, тучи
8) Грустные сидят.
(В. Левин)
Игра «Скажи наоборот».
Мир наоборот
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
Соль себя пересолила,
Мыло в шайке пену мыло,
Шалопаев били стекла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это все
В один присест
За шесть лет я сочинил,
Покамест голову чинил.
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
Соль себя пересолила,
Мыло в шайке пену мыло,
Шалопаев били стекла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это все
В один присест
За шесть лет я сочинил,
Покамест голову чинил.
(Франтишек Гавел)
Игра «Стихотворение «Я».
Пишется стихотворение из 6 – 8 строчек от первого лица. Каждая нечетная строчка начинается с «Я…». Малыш описывает свои действия.
Я – веселый мяч,
Я прыгаю, как кенгуру.
Я – веселый мяч,
Всех детей играть зову.
Я – веселый мяч.
Подбрось меня повыше!
Я прыгаю, как кенгуру.
Я – веселый мяч,
Всех детей играть зову.
Я – веселый мяч.
Подбрось меня повыше!
(Ваня, 6 лет)
Стихотворение «Шесть чувств».
Такое стихотворение состоит из шести характеристик, расположенных в определенном порядке:
1-я строчка – цвет;
2-я строчка – запах;
3-я строчка – внешность;
4-я строчка – вкус;
5-я строчка – звук;
6-я строчка – чувства и мечты.
2-я строчка – запах;
3-я строчка – внешность;
4-я строчка – вкус;
5-я строчка – звук;
6-я строчка – чувства и мечты.
Первое слово каждой строчки повторяется и является предметом описания. Это сделать нелегко, но, развивая воображение юного поэта, вы заметите появление интересных строк в его творчестве. Задавайте малышу неожиданные вопросы, подстегивающие его фантазию: «Какого цвета ветер? На что похож дождик? Как звучит цветок? Какой вкус у радости?» Чем оригинальнее ответ – тем лучше! Такие развивающие упражнения помогут написать ребенку не одно красивое стихотворение.
Например:
Зима – это белые деревья.
Зима – это аромат мандаринов.
Зима похожа на Снежную королеву.
Зима – это сладкое мороженое.
Зима – это тихое кружение снежинок.
Зимой я люблю кататься на санках!
(Ваня, 6,5 лет)
Стихотворение «Авенидос».
Существует одноименное испанское стихотворение (отсюда и название), имеющее своеобразную форму и почти целиком построенное на повторах. В переводе с испанского оно звучит так:
Улицы.
Улицы.
Улицы и цветы.
Цветы.
Цветы и женщины.
Улицы.
Улицы и женщины.
Улицы, и цветы, и женщины.
И один восхищающийся.
Улицы.
Улицы и цветы.
Цветы.
Цветы и женщины.
Улицы.
Улицы и женщины.
Улицы, и цветы, и женщины.
И один восхищающийся.
Изюминка шедевра – в минимуме слов-образов и эффектной концовке. Предложите ребенку «окрасить» каждое слово стихотворения в определенный цвет – будет проще и интереснее создавать шедевр. В процессе творчества вырабатывается навык концентрации внимания (не так-то просто не ошибиться в многочисленных повторах). Вот что из этого может получиться:
Улыбки.
Улыбки.
Улыбки и шары.
Шары.
Шары и ленточки.
Улыбки.
Улыбки и ленточки.
Улыбки, и шары, и ленточки.
И один новорожденный.
(Алла, 6,5 лет)
Стихотворение в прозе по заданному началу.
Вы предлагаете первую строчку, а ребенок продолжает. Обязательное условие – наличие лирических сравнений, метафор, образов. Без этого стихотворением подобное произведение назвать нельзя. Примерные фразы для начала стихотворения в прозе:
- Достать до радуги так просто!
- Если бы я был волшебником, то…
- Когда мне грустно или страшно, я вспоминаю…
- Давайте громко смеяться!
Игра «Кто больше?».
В процессе игры, поочередно с малышом, придумывайте к заданному слову рифмы. Для исходного слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов.
Например: утка – шутка – куртка – минутка – будка – незабудка;
скворец – борец – певец – удалец – молодец – кузнец и т. д.
«Акростих».
Это стихотворение, в котором каждая строчка начинается на определенную букву. Прочитав эти буквы подряд, вы получите какое-то слово. В акростих можно зашифровать имя ребенка. Это добавит немало приятных минут начинающему поэту.
Например:
Глазки голубые улыбаются,
Радостью и озорством блестят,
И когда же мой сынок умается,
Шаловливый мальчик будет спать?
А ему б все прыгать да играть…
«Тавтограмма»
Все слова в таком стихотворении начинаются с одной буквы. Для его написания автор должен иметь неожиданный словарный запас. Для начала научите ребенка отыскивать слова на определенную букву. Сочинение тавтограмм – замечательный повод познакомить детей 5 – 7 лет с различными видами словарей. Ребенок с удовольствием будет в них отыскивать слова на определенную букву.
«Алфавитный стих»
Это стихотворение, в котором каждый стих или строфа начинаются с новой буквы, а все вместе выстроены в алфавитном порядке. Такой вид стихотворения часто используют детские поэты для написания «Азбуки». Так часто строятся веселые двустишия о животных.
Например:
Аист к нам летит весной,
Аист помнит дом родной.
Баклан кричит на берегу:
«Без моря жить я не могу!»
«Без моря жить я не могу!»
(В. Степанов)
Таким образом, вы можете создать свою собственную семейнуюазбуку, героями которой станут члены семьи, родственники и друзья.
«Буриме».
Это веселая игра, где нужно писать стихотворения на заданную тему. Буриме – это не только развлечение, но и полезное занятие, развивающее воображение, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Для игры с малышом возьмите не более четырех рифмующихся между собой слов.
Например:
зима – дома, снежинки – тропинки.
Пришла красавица зима.
Танцуют в воздухе снежинки.
Сверкают белые дома.
И снегом замело тропинки.
Танцуют в воздухе снежинки.
Сверкают белые дома.
И снегом замело тропинки.
(Настя, 7 лет)
Для начала вспомните рифмы из известных детских стихотворений (например: качается – на ходу – кончается – упаду). Предложите ребенку угадать стихотворение.
Это далеко не полный перечень игр в поэзию. Вы можете их придумать самостоятельно. А что-то вам подскажет и ваш начинающий поэт. Играйте всей семьей, с друзьями – на улице, дома, на праздниках и просто так.
Во время поэтических игр вы увидите, как постепенно происходит литературное становление ребенка, как легко он запоминает стихи. А если это не так, помогите ему это сделать – учите стихотворение вместе. Это очень полезно для развития малыша. Дети, знающие много стихов наизусть, как правило, обладают высоким интеллектуальным потенциалом. Ребенок, многократно проговаривая стихотворение, активизирует целый пласт незнакомой лексики. Его речь становится более богатой и сложно организованной. Кроме того, развивается фонематический слух малыша, формируются важнейшие навыки текстового мышления.
Если ребенок неохотно учит стихи, возможно, ему не вполне понятно, о чем в них говорится: поэтический язык иносказателен. В нем много метафор, редких и устаревших слов. Справиться с этой проблемой можно:
- Убедитесь, что ребенок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.
- Когда все станет ясно, обязательно прочтите стихотворение еще раз: медленно и выразительно, чтобы у ребенка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.
- С самого начала приучайте ребенка читать стихи эмоционально и выразительно, воспроизводить ритмический рисунок стиха, правильно ставить логические ударения, выдерживать, где необходимо, паузы.
В заключение хочется пожелать вдохновения и терпения в вашем увлекательном совместном творчестве с ребенком по стихосложению. И тогда, вполне возможно, что увлечение рифмами может продлиться и в школьные годы. А пока играйте с ребенком в поэзию и в поэтов, главное, читайте ему стихи, которые доставят немало приятных минут и вам, и вашему малышу.
Эти книги помогут вашему ребенку понять и полюбить поэзию:
- Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г. Кружков; худ. А. Гланц. – Москва: Просвещение, 1993. – 191 с.
- Бокова, Т. В. День наоборот. Сказки в стихах / Т. В. Бокова. – Москва: Эксмо, 2010. – 64 с.
- Боровков, Н. Ю. Суп из чепухи / Н. Ю. Боровков. – Санкт-Петербург: Детгиз, 2011. – 45 с.
- Григорьева, Е. В. Времена года / Е. В. Григорьева. – Москва: Оникс-ЛИТ, 2013. – 48 с.
- Дядина, Г. С. Пуговичный городок: Сборник стихов / Г. С. Дядина. – Москва: Октопус, 2011. – 64 с.
- Королевская считалка: Английская поэзия в переводах Марины Бородицкой [для чтения взрослыми детям] / Пер. М. Бородицкая; худ. М. Федоров. – Москва: Розовый жираф, 2012. – 80 с.
- Лагерев, И. В. Сколько влезает в Кота: Стихи для детей / И. В. Лагерев. – Москва : СовА, 2009. – 64 с.
- Мориц, Ю. П. Тумбер-Бумбер: Стихи / Ю. П. Мориц. – Москва: Папа Карло, 2007. – 16 с.
- Муха, Р. Г. Ужаленный уж / Р. Г. Муха. – Москва: Махаон, 2011. – 32 с.
- Рождественский, Р. И. Алешкины мысли: Стихи для детей / Р. И. Рождественский. – Москва: Планета детства, 2011. – 30 с.
- Сапгир, Г. В. Стихи / Г. В. Сапгир. – Москва: Дрофа-плюс, 2008. – 96 с.
- Токмакова, И. П. Карусель / И. П. Токмакова. – Москва: РИПОЛ классик, 2010. – 80 с.
- Усачев, А. А. Умная собачка Соня: Стихи, сказки / А. А. Усачев. – Москва: Астрель: АСТ, 2008. – 409 с.
- Яснов, М. Д. Детское время: Сборник стихов / М. Д. Яснов. – Санкт-Петербург: Детгиз, 2007. – 128 с.
При составлении пособия использованы:
Левин, В. Между нами / Левин В., Муха Р. – Москва: Октопус, 2009 материалы журналов «Мой ребенок», «Мой маленький».
Составитель: Фёдорочева Н. Б., зав. отделом обслуживания дошкольников.