Взрослым
Инфомост для родителей

Роль литературно- творческих занятий в формировании эмоционального интеллекта дошкольников: из опыта работы

Современные маленькие дети уже знакомы с гаджетами, компьютерами, и легко с ними общаются. А интересны и нужны ли им книги?
Сегодня новые информационные технологии продолжают активно входить в нашу жизнь и сознание не только взрослых, но и детей. Но информационная среда, в которой находятся современные дошкольники, зачастую имеет негативный характер, может отрицательно повлиять на развитие детской личности, эмоционального интеллекта. Зачастую маленькие ребята, общаясь с электронными ресурсами, не получают живых эмоций и дружеского общения.
Ребенок с помощью нас, взрослых, постигает пространство вокруг себя, учится слышать, видеть, чувствовать и понимать. Ребята дошкольного возраста особенно восприимчивы.
Первые яркие и радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее эмоциональное развитие.
Чем шире мы о приоткроем мир и наполним его светом, музыкой и литературой, чем легче ребенку будет общаться со своими сверстниками. Дошколенок – еще не читатель, а слушатель книг и входит в удивительный мир литературы благодаря громким чтениям своих родителей, педагогов, воспитателей и библиотекарей.

Далее, мне хочется уделить внимание литературно – творческим занятиям «Вообразилия» с детьми в возрасте от 5 до 7 лет.

Занятия проходят регулярно, 1 раз в неделю, на протяжении нескольких лет. В мае ежегодно проводятся заключительные занятия, и самые активные получают дипломы и небольшие подарки. Количество детей каждого занятия - около 10, но бывает и больше участников. Цель занятий заключается в расширении кругозора, любознательности, познавательной мотивации, развитии воображения, фантазии, и, конечно же, приобщении ребят к чтению и формированию эмоционального интеллекта дошкольников.
Одним из первых этапов подготовки каждого занятия является выбор темы и подбор художественного произведения: стихотворения, рассказа, сказки отечественных или зарубежных писателей.
Желательно подбирать произведения, которые помогают ярче выразить эмоции у детей - смех, радость, слезы, волнения, переживания. Дошкольный возраст благоприятен для вдумчивого чтения, потому что нет гонки за сюжетом, а есть внимание к мелким подробностям и каждому слову, и конечно же смене эмоций.
Именно при знакомстве с увлекательными и поучительными книгами ребята узнают героев, одним из которых хочется подражать, а других защищать. Интересным бывает продолжение подобных знакомств, ведь творческие задания и литературные игры на занятиях, созданные на основе знаний о любимых книгах, несомненно, идут на пользу ребятам, одновременно воспитывая у них доброту и благородство, смелость и мужество.
Чтение вслух благотворно воздействует на развитие восприятия, памяти, мышления, внимания и речи ребенка. Чтение вслух позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса слов.

Как правильно читать вслух для ребят?

Вот несколько советов, которые можно привести из опыта многолетней работы с детьми. Во- первых, читать выразительно, с расстановкой ударений, паузами, артистично озвучивая прямую речь персонажей. Можно даже не читать, а рассказывать.
Во- вторых, использовать технику так называемого диалогового, включая разговор с детьми о том, что вы читаете. Необходимо объяснять, использовать и текст, и иллюстрации, беседовать о сюжете прочитанного или обсуждать понравившиеся прочитанные страницы.
В-третьих, сделать чтение вслух интерактивным, ярким, эмоциональным. Это действительно важно, потому что у детей должно сформироваться предвкушение чего -то радостного и очень значимого – чтения. Нужно включать чувства, фантазировать, воображать, использовать элементы театрализации, говорить голосами животных, изображать звуки природы.
Занятия «Вообразилия» проходят всегда очень живо, ребята ведут себя непосредственно, радуясь каждой встрече с книгой и друг другом. Маленькие вообразильцы любят книги и слушают новые произведения с большой охотой и вниманием.
Но ребята любят не только слушать, но и сами выступать и участвовать в театрализациях произведений. Так, например, подготовка и постановка театральных представлений по стихам С. Михалкова «А что у вас?» и С. Маршака «Разноцветная книга» дали ребятам бесценный и незабываемый опыт актерского мастерства, выражения эмоций, работы с текстом и преодоления стеснительности. Многие ребята с большим удовольствием в дальнейшем принимали участие в постановках новогодних спектаклях для малышей.
Важнейшими умениями, которые приобретают на занятиях «Вообразилия» слушатели, погружаясь в интересный для них литературный мир, являются следующие. В первую очередь, процессы познания, в результате которых дети осознают смысл и идею произведения. Во -вторых, подключение детской фантазии и воображения, позволяющих малышам ярко представить себе ход излагаемых событий, и эмоциональную оценку содержания.
Действительно, работа с книгой учит детей мыслить, развивает речь, память, воображение, т. е. помогает в удовлетворении потребности в развитии, заложенной самой природой. Дети чутко воспринимают ту информацию, которой мы с ними делимся, для них все это важно и нужно.
Мы обязательно этим должны воспользоваться, чтобы расширить их представление о мире. Чтение вслух для детей очень полезно, особенно когда проводится систематически, как например литературно – творческие занятия «Вообразилия».
Выразительное чтение вслух дает возможность ребятам лучше понять содержание, понять красоту языка. Маленькие дети обращают внимание не только на яркие, запоминающиеся эпизоды, но прослушивают описания природы, почувствовав её красоту.
Дошкольники охотно слушают и легко запоминают стихи А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского и др., с любопытством знакомятся с рассказами и сказочными историями современных писателей- М. Аромштам, Ю. Симбирской, О. Фадеевой, А. Усачева и мн. др. и конечно же, зарубежных авторов - Б. Венингер, С. Нурдквист, Д. А. Кремер и др.
Прочитанное произведение должно затронуть струны детской души, тогда ребенку будет легче высказаться и включиться в обсуждение книги на занятиях, а самое главное, ребенок сможет проявить фантазию и воображение в творческой части занятий. Обсуждение прочитанного лучше проводить в игровой форме. В игре каждый ребенок перерабатывает и усваивает внешние впечатления – все, что переживает и с чем сталкивается. В данном случае – чтение книги.
Итак, сделаем вывод.
Книги, которые мы выбираем на занятия для детей, должны гармонично и всесторонне развивать его.
Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед своими близкими, Родиной, добрый взгляд на всю планету – все это ненавязчиво входит в сознание каждого ребенка при чтении хороших книг.
Наконец, книги, которые мы выбираем, должны воспитывать у ребенка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.
В заключении хочется немного остановиться и на творческой части занятий. Есть много различных видов, техник, которые можно использовать и применять. Это аппликация, квилинг, оригами, лепка из пластилина, рисование красками, гуашью, карандашами, можно использовать кисточки, губки, трафареты, и многое другое. Задания должны быть разнообразными, чтобы ребята смогли проявить фантазию и воображение. Через творчество они смогут показать свое отношение к книге, показать ярче свои эмоции. В этой части занятий можно использовать музыкальное сопровождение.
Литературно – творческие занятия следуют проводить циклами. Подобные занятия можно проводить и дома. Чтение вслух и небольшие творческие занятия с ребятами дошкольного возраста принесут незамедлительные плоды: от нежелания ребенка слушать к пробуждению интереса к книгам, от нежелания говорить и творчески мыслить к эмоциональному раскрытию ребенка.

Текст подготовил руководитель литературно-творческих занятий "Вообразилия" Каргина Тамара Петровна,

ведущий библиотекарь отдела обслуживания дошкольников