Выбрать версию сайта:

Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Неделя Безопасного Рунета

Ежегодно, в самом начале февраля в России отмечается Неделя Безопасного Рунета. Неделя представляет собой комплекс мероприятий, проводимых по всей стране и объединенных общей тематикой – формирования безопасной онлайн-среды для детей и взрослых и создания культуры ответственного, этичного и безопасного использования «новых технологий».

В рамках Недели Безопасного Рунета-2017 Самарская областная детская библиотека  провела онлайн-опрос «Я ВКонтакте». В нем приняло участие более 3000 детей и подростков, проживающих в Самарской области.

В соответствии с настройками самой популярной в России социальной сети зарегистрироваться в ней может пользователь, достигший возраста 14 лет. Работает ли  данное ограничение, и может ли стать формальное установление возрастного ценза надежным гарантом безопасности в Интернете? Насколько хорошо подрастающие интернет-пользователи знакомы с правилами сетевой этики и безопасности? Умеют ли они защищать свою персональную информацию? Какова роль взрослых в освоении детьми интернет-коммуникаций?

Предлагаем вам ознакомиться  с результатами онлайн-опроса «Я ВКонтакте».

Опрос проводился с 23 декабря 2016 г. по 6 февраля 2017 года. В нем приняло участие 3 154 респондента в возрасте от 7 до 14 лет из всех муниципальных образований Самарской области.

 

Из всех участников опроса только 9% не имеют аккаунта в «ВК», а 91 %  является пользователями данной социальной сети. Следовательно, пока психологи, педагоги и другие взрослые спорят о  вреде и пользе соцсетей, дети активно действуют в этом цифровом пространстве.

  

Помощь взрослых, особенно таких значимых людей как родители и учителя, может стать надежной базой для освоения ребенком правил поведения, общения,  размещения своих личных данных в Интернете. Однако, как показал опрос, большиство респондентов действуют в данном вопросе самостоятельно или, заручившись поддержкой друзей.

На страницах респондентов расположены персональные данные, многие из которых не следует выставлять в режиме общего доступа в Интернете: настоящие имя и фамилия, номер школы, город проживания, домашний адрес, номер телефона, адрес электронной почты, личные фотографии, день рождения, и и фамилии родственников.

При этом лишь около 40 % респондентов пользуются сетевыми настройками приватности, остальные либо не пользуются, либо не знают или не уверены, что это такое. И это момент, на который взрослым следует обратить особое внимание. Детям важно понимать, что опираясь на сведения, указанные в сетевом профиле, любой человек может получить практически полную информацию о них. Какую персональную информацию и в каком объеме можно размещать в социальной сети? Как использовать настройки приватности? Это те знания, которые необходимо давать детям, когда они начинают осваивать Интернет, и которые в дальнейшем станут основой их цифровой грамотности. Не менее важно знакомить начинающих пользователей Сети с понятием ответственности за свое личное информационное пространство.

Однако нельзя сказать, что юные пользователи «ВКонтакте» совсем пренебрегают своей безопасностью в виртуальном пространстве. Скорее, их способы защиты больше основываются на некоей цифровой интуиции. Например, большинство добавляют себе в друзья только тех, с кем знакомы в жизни. Это реальные друзья и знакомые, окружающие детей в реальной жизни – родственники, соседи, знакомые из школы, секций и кружков, поездок, отдыха.
Дальше мы встречаемся с феноменом, появившемся вместе с социальными сетями, это так называемые незнакомые друзья. Люди, с которыми ребенок не встречался ни разу в жизни. Однако он предоставлет им доступ к личной информации, общается и осуществляет совместную онлайн-деятельность. Процент таких связей невелик. Тем не менее, феномен «незнакомого друга", которого прежде просто не существовало, теперь занимает в системе межличностных отношений подростка определенное место, и требует внимания со стороны взрослых.

Дети достаточно ответственно относятся к размещению информации о других пользователях, и большинство из них не располагают в Сети фотографии своих знакомых, во всяком случае, не спросив на то разрешения.

Более того, большинство респондентов уверены, что за грубое и неправомерное поведение в Сети может последовать наказание.

Наиболее часто для выхода в глобальную сеть респонденты используют смартфоны, а, значит, проследить их активность в интернете с помощью внешних средств контроля достаточно сложно.

Зато у многих ребят в ленте друзей есть родители и другие, учителя, библиотекари и просто знакомые (соседи, родители друзей). Этот показатель свидетельствует о высоком уровне доверия к взрослым.

Да и в целом, дети ведут себя в Cети честно. Большиство имеют только один аккаунт.

Не лукавят в графе "Семейное положение".

В полях регистрации выбирают минимально возможный возраст.

Более того, большинство респондентов хотят быть полноправными гражданами цифрового мира и иметь возможность указывать свой настоящий возраст в личном аккаунте. Как бы в дальнейшем не развивалась ситуация под названием «Дети в соцсетях», эта позиция достойна уважения.

Остается добавить, что целью данного проекта было отнюдь не пустое любопытство, а поиск информации, которая поможет взрослым более целенаправленно и ответственно выстраивать баланс между безопасностью ребенка и потребностями его развития, воспитывать у подрастающего поколения навыки, необходимые для будущего самостоятельного существования в цифровом мире.

Сонис Е.Г.