Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Маленьким жителям большой сети: информационные ресурсы интернета в помощь формированию читательских потребностей дошкольников и читателей младшего школьного возраста

Гаянова Т. И.
заведующая отделом автоматизации
Ульяновской ОБДЮ
 им. С.Т. Аксакова

В принятой «Концепции библиотечного обслуживания детей в России» миссия детских библиотек определяется следующим образом: «используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникационных и иных потребностей». Это достаточно точно определяет задачи и возможности библиотек  в образовании и продвижении чтения наших маленьких детей.

Необычная форма представления информации на экране монитора в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольнику; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; поощрение ребенка при правильном решении проблемных задач самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Таким образом, в игровой деятельности у дошкольника возникает теоретическое мышление, развивается  воображение, способность к прогнозированию результата своего  действия, проектные качества мышления, которые ведут к резкому повышению творческих способностей у детей. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может: сам читает, рисует, преобразуя художественный образ в картинку, конструирует и т.д. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты), что важно при усвоении текстов научно-познавательных произведений. Использование интернет-ресурсов позволяет сделать образовательно-читательский  и познавательный  процесс для старших дошкольников и младших школьников  информационно комфортным,  емким, зрелищным.

На что необходимо обратить внимание прежде всего: изначально предлагаемый источник информации – это  проверенный источник информации, будь это книжный формат или информационный ресурс интернета, должен быть ярким, красочным, интересным и запоминающимся, отвечающий всем физиологическим и психологическим особенностям восприятия информации ребенком, соответствующий научному представлению о мире, качественно выверенным. Потребности в чтении формируются как самим ресурсом, так и вовлечённостью в процесс чтения всех членов семьи, начиная с момента зарождения ребенка в утробе матери,  отбором книг

для домашней библиотеки, и заканчивая  процессом совместного громкого прочтения

и обсуждения прочитанного или увиденного на экране в кругу семьи.

В своей деятельности в целях расширения информационного познавательного пространства наших читателей, формирования устойчивого интереса к чтению художественной литературы  мультимедийные издания и информационные ресурсы интернета используются  для поддержки интереса к получению знаний и чтения научно-познавательной и художественной литературы, и прежде чем предлагать тот или иной ресурс, в обязательном порядке он оценивается специалистом – библиотекарем, библиографом,  производится  качественный отбор ресурсов.

Сегодня для обучения и чтения дошкольников и младших школьников, помимо развивающих и обучающих игр, используются такие электронные ресурсы:

•      мультфильмы по литературным сюжетам (с бегущей строкой для формирования техники чтения, навыков логического мышления);

•      рекомендательные библиографические пособия («Моя первая библиотека»);

•      электронные энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»);

•      интернет-ресурсы (тексты художественных произведений, сказок, периодические издания для разной возрастной категории детей).

Особо надо отметить электронные издания на CD и DVD в помощь чтению и развитию ребенка, развивающие программы.

Мы используем  игры для развития памяти, воображения, мышления, "говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков, игры-путешествия, "бродилки", простейшие программы по обучению чтению, математике и др. Для развития дошкольников можно использовать серию программ "Несерьезные уроки", выпускаемую фирмой "Новый диск".

Являясь проводниками не только в мире книг,  но и в мире электронной информации, мы не должны забывать об основах библиотечной педагогики, главной задачей которой  в новых информационных условиях является стимулирование чтения полноценных текстов, независимо от того, происходит ли оно с листа, на слух или с экрана.  Отбор нами электронных ресурсов осуществляется на основе ряда критериев – соответствие возрастным возможностям и интересам, общественная оценка, научная и художественная ценность и др. Особую роль мы возлагаем на художественные произведения для детей, представленные на различных площадках  интернета,  как одного из главных факторов читательского становления и  развития ребенка, формирования его нравственных качеств посредством художественных образов.

Самым лучшим ресурсом, ориентирующим детей, родителей и нас, специалистов в мире научно-познавательной и художественной  литературы, является BiblioГид, проект Российской государственной детской библиотеки, где представлен обзор детской литературы, аннотации  книжных новинок, обзор журналов, обширная информация о писателях, художниках и героях произведений. Ориентироваться в ресурсах интернета для детей также помогает раздел «Каталог полезных сайтов» – http://www.rgdb.ru/children-resourses, а также раздел  сайта нашей библиотеки «Полезные ссылки» (www.uobdu-aksakov.org/).  В работе мы используем сайты детских библиотек, электронные библиотеки художественной литературы: библиотека Вадима Ершова,  «1001 сказка», «Лукошко», детские сетевые издания,

которых нет в книжном формате  («Санька бешеный кролик», «Почитайка», «Элек-

тронные  пампасы» и др.), сайты детских писателей и  литературных героев.

Потребности младших школьников, увлекающихся путешествиями по ресурсам Всемирной паутины, формируются в результате проведения сотрудниками библиотеки интерактивных обзоров, web-путешествий по полезным сайтам развивающегося и литературно-художественного характера.  В рамках проводимых библиотекой акций «Семья+», «Книжный выходной» для детей готовятся специальные обзоры лучших, полезных и безопасных ресурсов Сети, в помощь индивидуальной работе составляются коротенькие закладки с ссылками на тематические интернет-ресурсы для детей.

Главным в работе наших специалистов с дошкольниками и младшими школьниками является и работа с их родителями, ориентация на лучшие ресурсы, предлагаются  те сайты, страницы которых можно  читать вместе с детьми, использовать разнообразную  информацию для реализации творческого начала у ребёнка (что-то сделать своими руками, нарисовать, слепить, смастерить), или после получения каких-то библиографических сведений обратиться  непосредственно к первоисточнику.

Побудить к чтению текстов научно-познавательного характера, узнать об окружающем мире предметов и вещей, найти ответы на все «как» и «почему» помогают сайты научно-популярных, познавательных журналов, таких как: «Наш Филиппок» (http://www.filipoc.ru/), «А почему?» (http://utechnik.ru/pochemu), «Юный эрудит» (http://www.egmont.ru/journals/erudit/), «Чудеса и приключения – детям» (www.detchip.ru) . 

Эти же журналы вокруг ребенка, рядом – на выставках, хочешь – смотри и читай на экране монитора, хочешь – листай его, держа в руках. Здесь и смена рода занятий, психологическая разгрузка и тренировка  органов зрения, так как при чтении текста в книжном варианте и на экране задействованы разные мышцы глаза.

Отклики детей на познавательные книги, их реакция на содержимое просмотренных сайтов в этом возрасте удивительная: что увидели, сразу хочется нарисовать. Рисуют они в программе Pаint, или на листах бумаги, кому как нравится…  Все эти совместные занятия, в комплексе используемые формы работы с книжными изданиями и информационными ресурсами интернета, направлены на поддержку и развитие  творческих  способностей детей и выявление их  талантов.

Многие скажут, что невозможно сформировать мышление, читательское развитие детей посредством текста на мониторе, книги электронной! Конечно, вместе с носителями претерпевает изменения и сам текст, он наполняется не только буквами, но и видео-анимационным сопровождением. Ведёт ли это к снижению имиджа самого процесса чтения, сводя его к восприятию не только органами зрения, но и слуха и даже осязания? Возможно, так, но дети любят яркое, необычное, ведь в мультфильмах и детских фильмах тоже осуществляется процесс воспитания и пробуждения интереса к чтению тех произведений, на основе которых создан фильм или мультфильм. Самое главное, методика, которую мы с вами используем при приобщении детей к чтению на раннем этапе развития, а это – чтение вслух, комментированное чтение, интонация голоса читающего, совместное проживание событий художественного произведения, немедленный контакт родителя или библиотекаря с ребёнком при индивидуальном или групповом громком прочтении

как раз и помогает нам сформировать ребенка читающего. Пусть это будет в тихой

маленькой аудитории или сидя группой у экрана монитора.

Для младших и старших школьников обращаем внимание на сайты литературных героев, детских писателей, иллюстрированные, анимационные, с хорошо выверенными  текстами – того же The Hans Christian Andersen Center, С. Т. Аксакова,  П. П. Бажова, С. Я. Маршака «Недописанная страница», А. П. Гайдара,   сайты, посвященные жизни и творчеству Александра Сергеевич Пушкина. Жизнь, творчество, сведения о семье А. С. Пушкина, рассказ о пушкинских местах, тексты произведений Б. Заходера (http://www.zahoder.ru), А. Барто, В. Берестова, К. Чуковского, Ю. Мориц и др. известных детских писателей.

После обращения к онлайновым страницам детских журналов и сайтам детских писателей пробуждается и читательский  интерес к их творчеству, творческое начало и фантазия, и в ту же секунду рождается решение взять книги данных авторов для тихого прочтения и технического творчества  в кругу семьи. Я привожу примеры из своей практики. На многих семинарах и конференциях не раз озвучивалось предложение,  чтобы книг названных мною авторов выпускалось как можно больше, и по цене они были доступными для семей с разным финансовым положением. Также необходима постоянная, большая работа самих воспитателей-педагогов, вовремя рекомендующих по каждой теме изучаемого блока в детском саду или внеклассных занятий  в начальной школе проверенные полезные ресурсы.

Отмечу особенность, большой плюс электронных библиотек – они рекомендуют и представляют полные тексты классической и современной детской литературы, соблюдая нормы авторского права. Некоторых детских книг, представленных в электронных библиотеках,  иногда просто нет на полках библиотек, да и купить их бывает в книжных магазинах не по карману, а на страницах электронных библиотек, таких как Дедушка NET, «Пескарь», «Электронной Детской библиотеки» (kid.ru),  «Малышам», «Пупсам», детской электронной библиотеки (http://www.deti-book.info), библиотеки Белоусенко (раздел «Для детей»), «Чернильница»  – прочитать можно.

Обучению и продвижению чтения способствуют краеведческие ресурсы, ресурсы, посвященные любимым писателям и поэтам, мы рекомендуем сайт журнала «Симбик» (http://simbik.sisadminov.net),  а также такие электронные библиотеки, содержащие полные тексты художественных произведений писателей нашего края: Проект "Собрание классики" Библиотеки Максима Мошкова (http://az.lib.ru), который представляет собой электронную библиотеку произведений писателей – представителей русской литературы XVIII-XX в., раздел «Детская литература. Приключения» содержит и  произведения С. Т. Аксакова, чьё имя носит наша библиотека.

Ориентация родителей школьников младшего школьного возраста и подростков в книжном море и ресурсах интернета как посредством рекомендательной библиографии, путеводителей, дайджестов, так и представлением данной информации на сайтах и библиотечных блогах – самая насущная.

Сотрудники нашей библиотеки стали специально разрабатывать и выставлять для родителей на нашем сайте, например, дайджесты рекомендательного характера по теме совместного просмотра родителями с детьми полезных сайтов для чтения и совместного  творчества:  это  дайджесты  «Удивительный мир познания – в точке Ru.», «Здоровый образ жизни выбери сам» – ресурсы  интернета по здоровому образу жизни, в котором мы рекомендуем проверенные сайты и научно-популярные издания по данной теме  (см. данные издания на сайте  библиотеки – их можно скачать и распечатать).

Самым значимым из занятий для родителей по детскому чтению являются проводимые родительские собрания в детских садах города, например, в д/с № 91 «Снегурочка», на общих родительских собраниях по теме информационной безопасности детей в интернете (таковые прошли в этом году и в МОУ СОШ № 12, 34), на которых мы говорим как о полезных, безопасных,  развивающих ресурсах интернета  в помощь читательскому и творческому развитию их детей,  так и о правилах пребывания во Всемирной паутине, программно-технических средствах защиты детей от агрессивного и противоправного контента. В Неделю безопасного Рунета, 1 июня – в день защиты детей,  в Международный день детской книги, в рамках проводимой  ежеквартальной акции «Я – ребенок! Я – человек! Я – гражданин!»  предлагается целый комплекс  интересных обзоров и бесед, включающих виртуальные путешествия по ресурсам для детей, обзоры полезных ресурсов педагогического характера, сайтов для совместного чтения и творчества в семейном кругу.  В дни работы выставки «Дети в интернете» дети 1-4 классов образовательных школ города и детских садов, а также их родители (прежде чем посетить выставку)  знакомились с самыми лучшими ресурсами интернета (часть из них я уже называла). Было проведено более 230 обзоров и интернет-путешествий по лучшим электронным библиотекам и порталам детских журналов.

Также на сегодняшний день задача всех детских  и школьных библиотек – создание рекламных роликов – буктрейлеров, привлекающих внимание к лучшей детской художественной и познавательной книге, созданных ярко, с анимационными элементами,  в программе Movie Maker. Дети вместе с родителями сами с удовольствием могут принять участие в их создании. В этом году к Неделе книги для молодежи мы объявляем областной конкурс буктрейлеров.

Однозначно, «детская книга» должна звучать всё больше с экрана. Детские телевизионные каналы «Детский мир», «Карусель», «Радость моя» (http://www.radostmoya.ru/) на сегодняшний день являются детскими семейными образовательными и развлекательными телеканалами, их можно считать также одним

из средств привлечения к чтению классической детской литературы и произведений 

современных детских писателей.

 

Только от нас с вами, нашей неутомимой подвижнической просветительской и педагогической деятельности, от деятельности издателей, ценовой политики государства,  создателей детских ресурсов интернета зависит будущее читательское  развитие наших детей.