Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Проектирование образовательной среды в группах раннего возраста как фактор успешности психического развития ребенка

 

Рубис Т.А., Черняева Л.Л.
МБДОУ д/с № 167 «Долинка»  г. Тольятти

Проблема умственного развития детей раннего возраста на сегодняшний день достаточно широко представлена в различных как научных, так и популярных источниках. Интерес к данному периоду жизни ребенка, безусловно, оправдан, поскольку именно в 2-3 года происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развиваются восприятие, речь, двигательная сфера, обозначаются первые устойчивые качества личности. Но все это появляется не автоматически, 2-3 летнему ребенку необходимо создать оптимальные условия для своевременного формирования основных параметров умственного развития и новообразований данного возрастного периода. В этой связи вопрос о проектировании образовательной среды звучит достаточно остро.

На базе МБУ детского сада № 167 «Долинка» в октябре 2012 года было проведено психологическое исследование 41 воспитанника в возрасте 2-3х лет (76% от общего количества зачисленных в Учреждение детей). Из них 15 мальчиков и 26 девочек. Количественный показатель  выборки обусловлен сроками проведения обследования, которые совпадают с процессом адаптации детей (обследование остальных 13 человек (24%) не представляется возможным ввиду формирования группы).

Целью нашего исследования явилось выявление особенности умственного развития детей 2-3 лет, выработка пути минимизации рисков в важнейший период формирования личности ребенка, что  необходимо  при проектировании образовательной среды и   психического развития ребенка. Диагностическим инструментарием явилась методика Е. А. Стребелевой «Ранняя диагностика умственного развития».

Анализ  результатов проведенного обследования позволил выделить следующие группы детей:

Таблица 1

Воспитанники

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Девочки

0

1 (3,8%)

11 (42,3%)

14 (53,8%)

Мальчики  

1 (6,7%)

1 (6,7%)

7 (46,6%)

6 (40%)

  Всего

1 (2,4%)

2 (4,9%)

18 (43,9%)

20 (48,8%)

                                                               

1 группа – 1 человек (2,4%)

Составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к  сотрудничеству со взрослыми, не понимают цели задания. Действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

 2 группа – 2 человека (4,9%)

Входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

 3 группа  – 18 человек (43,9%)

Эти  дети заинтересованно сотрудничают со взрослыми, они сразу понимают и принимают задания, стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому.  Возникающие трудности у  детей этой группы обусловлены первичными нарушениями: ММД, ЗРР, в связи с чем возникает необходимость в проведении дальнейшей коррекционной работы.    

4 группа  – 20 человек (48,8%)

Дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно,  действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате.

Несмотря на достаточно высокие показатели, полученные в результате проведенного обследования, необходимо отметить и трудности, выявленные при выполнении отдельных заданий (Таблицы № 2, 3).

Таблица 2

воспитанники

средний балл по каждому заданию

по МБУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

31,8

3,7

3,2

2,8

3,2

3,5

2,5

3,2

2,9

3,6

3,1

  Таблица 3

№ задания

воспитанники, не справившиеся с заданием (1,2 балла)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

мальчики

2 (4,9%)

2

(4,9%)

4 (9,8%)

3 (7,3%)

2 (4,9%)

8 (19,5%)

5 (12,2%)

5 (12,2%)

2 (4,9%)

5 (12,2%)

девочки

 

 

10 (24,3%)

3 (7,3%)

1 (2,4%)

11 (26,8%)

3 (7,3%)

10 (24,3%)

1 (2,4%)

4 (10,0%)

всего

2 (4,9%)

2 (4,9%)

14 (34,1%)

6 (14,6%)

3 (7,3%)

19 (46,3%)

8 (19,5%)           

15 (36,5%)

3 (7,3%)

9 (25,2%)

• 2 человека (мальчики) (4,9%) испытывали трудности при выполнении задания  № 1 «Поймай шарик».  Дети не могут установить контакт со взрослым, не могут понять словесную инструкцию, не развита ручная моторика.

• 2 человека (мальчики) (4,9%) затруднялись при выполнении задания № 2 «Спрячь шарик», задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.

• 14 человек, из них 4 мальчика и 10 девочек (34,1%), испытывали трудности при выполнении задания № 3 «Разбери и сложи матрешку», задание ориентировано на определение величины предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

• 6 человек, из них 3 мальчика и 3 девочки (14,6%), испытывали трудности при выполнении задания № 4 «Разбери и сложи пирамидки». Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.

• 3 человека, из них 2 мальчика и 1 девочка (7,3%),  затруднялись при  выполнении задания № 5 «Найди парные картинки», задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

• 19 человек, из них 8 мальчиков и 11 девочек (46,3%), затруднялись при выполнении задания № 6 «Поиграй с цветными кубиками». Задание направлено на

выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

• 8 человек, из них 5 мальчиков и 3 девочки (19,5%), испытывали трудности при выполнении  задания № 7 «Разрезные картинки». Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

• 15 человек, из них 5 мальчиков и 10 девочек (36,5%), затруднялись при выполнении задания № 8 «Построй из палочек» (молоточек или домик). Задание на-

правлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.

• 3 человека, из них 2 мальчика и 1 девочка (7,3%),  затруднялись при  выполнении задания № 9 «Достань тележку», задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

•  9 человек, из них 5 мальчиков и 4 девочки (25,2%), испытывали  затруднения при выполнении задания  № 10 «Нарисуй». Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

Выше обозначенные  результаты  свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности у воспитанников следующих психических процессов:

•        восприятие цвета как признака;

•        недостаточный уровень развития соотносящих действий, зрительного восприятия;

•        трудности в определении ведущей руки, графических умений, что, в свою очередь, позволяет предположить возникновение трудностей в продуктивной деятельности.

Комплексный анализ полученных данных позволил нам сделать вывод: основным параметрам умственного развития соответствуют  98,9 % обследуемых детей.

Несмотря на ряд рекомендуемых мероприятий, направленных на нивелирование имеющихся трудностей, качественный и сравнительный анализ за  2010-2011, 2011-2012 учебные года (таблица № 4, диаграмма) можно выявить схожие тенденции и проблематику снижения таких параметров умственного развития, как:

восприятие цвета как признака предмета;

умения действовать по подражанию, зрительному восприятию;

трудности в определении ведущей руки, графических умений.

Таблица 4

№ задания

3

4

6

7

8

9

10

2011 год (%)

10,0

25,0

30,0

55,0

35,0

30,0

40,0

2012 год (%)

34,1

14,6

46,3

19,5

36,5

7,3

25,0

      

 В основе первопричин выявленных проблем лежат такие факторы, как:

•        наличие неврологической симптоматики;

•        сложности адаптационного периода;

•        социально-педагогическая запущенность;

•        особенности онтогенеза.

 Дополнительными причинами  могут являться:

•          недостаточно высокий общий культурный уровень ближайшего окружения;

•        ограниченный объем знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста;

•        речевая пассивность педагогов.

 Таким образом, учитывая все вышеизложенные факторы, нами были сформулированы следующие рекомендации.

Администрации:

1.       Использовать результаты исследования в практической деятельности дошкольного учреждения в работе со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

2.       Осуществлять постоянный контроль за процессом тесного взаимодействия педагогов, воспитателей, педагога-психолога в вопросах оказания помощи детям,  нуждающимся в дополнительном психолого-педагогическом воздействии. 

3.       Создать условия для организации развивающей среды в группах, для сенсорного развития и предметно-манипулятивной деятельности каждого ребенка.   

4.       Организовать коррекционно-развивающую работу в Учреждении

Воспитателям:

1.       Формировать ориентировочно-познавательную деятельность: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, практического применения, а затем и зрительного соотнесения.

2.       Развивать продуктивные виды деятельности: аппликацию, рисование, конструирование.

3.       Формировать целостное представление об окружающей действительности, знакомить с деятельностью человека.

4.       Развивать речь, мелкие моторные навыки.

5.       Развивать у детей наглядно-действенное мышление; первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением внешних и внутренних признаков предметов.

6.       Развивать умение действовать по словесной инструкции.

7.       Учитывать индивидуальные и возрастные особенности в процессе обучения и воспитания.

Родителям:

1. Обеспечить  дома условия для развития продуктивных видов деятельности: лепки, рисования, конструирования, аппликации.

2.  Активизировать речь детей:  задавать вопросы, рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, учить слушать небольшие рассказы.

3. Формировать представление об окружающей действительности: рассказывать о природе, о людях, о свойствах предметов.

4. Развивать мелкую моторику рук (рисование, пальчиковая гимнастика).

Проведенное исследование и представленные рекомендации позволят  сформировать оптимальные условия для формирования основных параметров умственного и психического развития детей   раннего возраста.