Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Толерантное воспитание дошкольников: опыт совместной работы библиотеки и детского сада

 

Синотова А. В.
заведующая филиалом МБУК
"Библиотечная информационная сеть"
г. Новокуйбышевск

Сегодня в условиях роста национального самосознания, усиливающегося проявления национализма актуальной становится проблема воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, культуры межнационального общения, дружелюбного отношения к сверстникам.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.

Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Важным моментом толерантного воспитания является  формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.

Самым важным средством является общение детей разных национальностей, которое можно организовать в разных условиях: в детском дошкольном учреждении или вне детского сада, например, в библиотеке.

Эффективным средством является организация совместной игровой деятельности детей разных национальностей. В игре ребенок искренне выражает свои чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения.

Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное от­ношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где проявляется культура и самобытность народа. Они доступны пониманию детей. Чтение художественной литературы помогает детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников.

Еще одним средством толерантного воспитания являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети.

Наша библиотека-филиал № 3 стала уникальной площадкой для толерантного воспитания детей дошкольного возраста, используя в комплексе перечисленные средства и методы.

Удачной стала наша совместная с МДОУ № 19 «Кораблик» работа по программе «Дни национальных культур».

Главная цель этой работы: формирование у детей толерантного сознания через диалог культур, воспитание культуры межнационального общения.

Исходя из целей, мы поставили для себя задачу: создание эффективной системы мероприятий, которые будут способствовать воспитанию у детей культуры межнациональных отношений.

За время работы по программе дети познакомились с татарской, армянской, чувашской культурами.

Основными формами работы с детьми стали книжные выставки и мультимедийные путешествия. Во время Дней национальных культур дети узнали об особенностях жизни народов, традициях, обычаях. Ребята учили некоторые слова из языков данных народов, например, как звучат «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «мама», «папа», «Родина», «мир» и т.д.

Украшением Дней национальных культур  стали встречи с представителями разных национальностей, их танцы, музыка, сценки из сказок, знакомство с национальной одеждой и предметами быта. В заключение мероприятия детей ждал

сюрприз, подготовленный библиотекарями – это было или национальное блюдо, или

мультфильм.

Например, вот как прошёл День татарской культуры.

Ребят встретила татарская девушка в национальном костюме: «Исэнмесез – так поздоровается татарин».

Изюминкой этого мероприятия стала встреча с председателем городской общественной организации «Татарское национально-культурное общество ТУГАН ТЕЛ» – Ренатом Сытдиковым.

Ребята наперебой просили гостя примерить его тюбетейку. И никто не остался в обиде. Мальчишки и девчонки смеялись, видя своих друзей с тюбетейкой на голове.

Затем библиотекарь рассказала ребятам о государственной символике республики Татарстан: гербе с изображением крылатого барса, цветов астры и тюльпана, окаймленных тремя золотыми кругами, флаге, цвета которого символизируют: зелёный – возрождение, молодость республики; белый – чистоту помыслов граждан; красный – зрелость, энергию и жизнеспособность.

Затем ребята совершили виртуальную экскурсию в столицу Татарстана – Казань.

Символом Казани и всего Татарстана является Казанский Кремль. Перед Кремлем находится памятник великому татарскому поэту Мусе Джалилю. Мальчишки и девчонки увидели главные ворота в Кремль, Кул Шариф, Благовещенский собор, «Белый дом», фонтаны на ул. Баумана, указатель сторон света и направлений, Национальный музей Казани.

Чтобы гости немного отдохнули, сотрудники библиотеки показали татарскую сказку «О бедняке, который гуся делил». Ребятишки смогли сами выступить в роли актеров. От желающих не было отбоя.

Трудно представить себе жизнь человека без праздников, обрядов, обычаев, ритуалов. А татары хранят традиции. Так, мы поведали детишкам о древнем празднике Сабантуй, во время которого устраивается большое угощение, проводятся состязания по бегу, прыжкам, народной борьбе на поясах КЭРЕШ и конные скачки.

На традиционные праздники всегда надевались национальные одежды. Татарские костюмы, отличающиеся яркостью цветов и большим количеством украшений, привели ребят в восторг. Со всех сторон было слышно: «Ох» и «Ах, как красиво!».

И какой же праздник без музыки, танцев и угощения!

Еще ребята узнали о национальных инструментах, послушали татарскую народную музыку, которая похожа чем-то на мелодии народов Дальнего Востока и попробовали татарское блюдо «чак-чак».

Очень много осталось недосказанного, ведь народная культура так богата и разнообразна. Но узнать о традициях и обычаях татарского народа всегда можно в библиотеке, из книг и журнальных статей, многие из которых были на выставке. Для гостей была представлена литература из фондов Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина, библиотек-филиалов № 3 и № 8, а также предметы одежды и посуды татар.

Когда дети покидали библиотеку, они упрашивали воспитателей прийти и завтра. А воспитатели благодарили сотрудников за гостеприимство и интересную встречу.

Такие мероприятия позволяют донести до детей то, что в обществе бок о бок с ними живут другие народы-соседи со своей уникальной и самобытной культурой. Есть надежда, что ребенок, погружаясь в иную культуру, заинтересуется своей культурой. Соответственно, своей работой мы воспитываем в детях:

·      Культуру общения, а это – главный инструмент на пути к толерантности, условие гармоничных отношений в обществе. В дальнейшем ребята будут выстраивать свои отношения с представителями других национальностей  на более доверительной, доброжелательной, неагрессивной ноте.

·      Уважение к другим языкам. Дети придут к  осознанию того, что среди их окружения живут люди, говорящие на других языках, а не только на том, на котором говорят в их семьях. Они перестанут высмеивать непонятные им слова, речь.

·      Уважение к другим обычаям, традициям, религии. Дети придут к пониманию поликультурности общества, в котором они живут, и что все культуры равноценны. Людей необходимо принимать такими, какие они есть, не навязывая свою точку зрения, и взаимодействовать с ними на основе согласия и дружбы.

Работу в данном направлении мы планируем продолжать. Ведь в мире столько всего интересного!