Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Библиотека в детском саду

Хрон О. С.
старший преподаватель д/с «Солнышко»
с. Борское Самарской области 

 

Неоспоримо, что роль книги в жизни человека велика, и проблема сохранения интереса к  книге, к чтению как к процессу и  ведущей деятельности человека сегодня актуальна, как никогда.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависят духовное здоровье и будущее нации. Чтение  рассматривается как «чуткий показатель состояния общества». Детское чтение – индикатор не только состояния, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимулирования чтения детей и молодежи.

В нашей стране проблема детского чтения долго не осознавалась как государственная задача. Государственные структуры управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению системы «Ребенок – книга», не признают приоритета детства в ряду социальных исследований и отказываются финансировать соответствующие проекты. У нас нет ни «карты детской культуры» (которая есть в Швеции), ни «карты детского чтения» (которая была сделана в Германии), ни специального института или хотя бы центра изучения детского чтения или книги (ко-

торые есть во многих государствах).

Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю оставшуюся жизнь?

Наблюдения за детьми в группах детского сада показали, что несмотря на  достаточное количество книг в  группах, на то, что в семьях имеются красочные художественные издания, энциклопедии, сказки и т.д.,  которые дети приносят в группу по просьбе  воспитателей, собственного интереса  у большинства детей даже самые привлекательные книги не вызывают. Это заставило нас задуматься: почему так происходит? Совместными усилиями мы пришли к  выводу, что необходима работа с родителями, так как они недооценивают:

-       роли книги в жизни ребенка;

-       ценности общения и сопереживания его со взрослым через книгу;

-       роли традиции семейного чтения.

Проблема общения ребенка с художественной литературой еще никогда не представлялась такой острой, как сегодня.

Для достижения поставленных целей мы решили организовать библиотеку под названием «Почитай-ка!». В небольшой уютной комнате размещено множество стеллажей с книгами  для родителей, детей и педагогов.

Родители принесли в подарок библиотеке книги, открытки, иллюстративные подборки по сюжетам детских произведений. Здесь проводят занятия-встречи, литературные викторины, конкурсы, досуги, консультации, беседы вместе с детьми, педагогами и родителями. В нашей библиотеке тепло и уютно. В ней царит атмосфера добра, спокойствия и умиротворения.

Здесь имеется картотека,  которая включает художественную и энциклопедическую, детскую литературу, а также литературу для родителей в области психолого-педагогической культуры. Библиотека открыта для всех: и для родителей, и для детей, и для педагогов. Каждый может найти здесь ответы на интересующие вопросы.  Посетители библиотеки создали «Книгу правил». Этими правилами пользуются все: и взрослые, и дети.

·      любить и беречь книгу;

·      не бездельничать, а читать книги;

·      не просто читать, стремиться узнать что-то новое;

·      читать разные книги;

·      рассказывать о книгах другим;

·      создавать книги самим.

В нашей библиотеке «Почитай-ка» огромная подборка книг для ознакомления  с окружающим миром природы: животными, птицами, растениями:
•    мир растений. Мир животных.  Знакомые насекомые;
•    толковые словари для детей и взрослых;
•    серия книг «250 золотых страниц» (русские народные сказки,  зарубежные сказки, произведения русских и зарубежных современных писателей, стихи);
•    литература для совместных занятий родителей и детей;
•    чудеса своими руками;
•    большая книга увлекательных занятий;
•    книга для тебя;
•    хорошие манеры;
•    мастерю с папой, мастерю с мамой (энциклопедии: «Большая энциклопедия для детей», «Мир вокруг нас», «Детский атлас животного мира»);
•    серия энциклопедий «Все обо всем» («Жилища», «Еда», «Привычные вещи», и т.д.);
•    серия энциклопедий «Что есть что» («Собаки», «Лошади»...).

Такие энциклопедии, соответствующие определенной тематике, в увлекательной форме описывают повадки, проделки и приключения как обыкновенных диких и домашних животных, рыб, птиц, так и экзотических животных.

Наибольший интерес у детей, да и у взрослых тоже, вызывают, конечно, сказки. В нашей библиотеке их множество. Они просты, доходчивы, понятны. В библиотеке очень часто проходят различные викторины, выставки, беседы, спектакли по сказкам А. С. Пушкина, В. Сутеева, К. Чуковского, где активное участие принимают как дети, так и их родители.

Также  по сказкам в библиотеке  организуются игры-конкурсы с родителями, выставки книг с рисунками и поделками.

Одним из самых  интереснейших совместных занятий, которое  сближает детей и родителей, является  книгоиздательство. Взаимодействие в дружеской обстановке взрослых и детей  не только эффективно, но и способствует проявлению индивидуальности каждого ребенка, развитию творческого мышления, художественных способностей. В настоящее время библиотека располагает немалым количеством самодельных книг. Среди них: «Зимушка-зима», «Здравствуй, осень», «Белкины рассказы»….

Все книги яркие, красочные, оформлены рисунками родителей и детей. Совместное книгоиздательство позволяет взрослым и детям лучше узнать друг друга, стать ближе, укрепляет интерес к художественной литературе, стремление проявлять себя в  каком-либо деле.

Одним из ведущих направлений в работе библиотеки является  ознакомление с  малой Родиной, с любимым селом Борское. В библиотеке дети имеют возможность познакомиться с историей возникновения села, обычаями, традициями ее жителей, особенностями строения, архитектурными памятниками. В их распоряжении – значительное количество книг данной тематики. Часто в библиотеке  происходят встречи с местными поэтами и художниками: Александровым, Г. Кабаевым, О. Коваль и др. С такими встречами гармонично сочетаются элементы сценического искусства, художественной литературы, изобразительной деятельности, музыки.

Книга или видеофильм?
Плюсы и минусы

В библиотеке вместе с родителями можно:
•    читать и  рассматривать книги;
•    самостоятельно их ремонтировать;
•    рисовать любимых героев;
•    делать выставки книг определенной тематики с рисунками и поделками;
•    изготавливать книги;
•    проводить литературные викторины, досуги;
•    проводить детские спектакли;
•    проводить беседы, занятия;
•    участвовать в играх-конкурсах с родителями;
•    посетить консультации для родителей;
•    проводить семинары;
•    смотреть видеофильмы;
•    играть в настольные игры;
•    заниматься с ребенком;
•    ознакомиться с периодической печатью для детей, взрослых, педагогов;
•    ознакомиться с новинками детской литературы и литературы для родителей;
•    пользоваться фондом библиотеки.