Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Библиотека. Детский сад. Ребенок: грани взаимодействия

Кузнецова Е. В.
библиотекарь отдела обслуживания
читателей «Дошкольник»
 Белгородской государственной
детской библиотеки А.А. Лиханова

Сегодня остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Нас беспокоит вытеснение книги источниками информации: телевидением, компьютерными играми, видеопродукцией, поэтому главная цель нашего взаимодействия  –  вернуть уважение к книге, приобщить к чтению детей и родителей. Не секрет, что отношение к книге детей – зеркальное отражение отношения к книге взрослых, поэтому прежде всего взрослые должны стать примером проявления интереса к книге, понимания ее роли в жизни человека.

Не случайно цитатой к своему выступлению я взяла именно эти слова «Чтение это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться  у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.

  В январе 2010 года  в библиотеке  открылся отдел «Дошкольник», где маленьких читателей встречает добрая гусеничка Ася.  До этого момента малыши обслуживались в отделе «Детство».  Работа отдела ведется по проекту «Подрастаю с книжкой Я», целью которого является приобщение дошкольников к книжной культуре, лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы через чтение вслух, обсуждение прочитанного, проведение литературных игр и праздников, нравственные беседы. Разрабатывая проект, мы попытались объединить усилия всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка.

 Сотрудничество с детскими садами города  строится на основании заключенного соглашения. Дошкольники вместе с воспитателями  раз в месяц посещают занятия, проходящие в библиотеке.

         Проект состоит из четырех циклов: «Такие разные книжки», «Самоцветное слово», «Семицветик» и «С книжным теплом под маминым крылом», которые направлены на «выращивание» литературных "крылышек" у читателей  с самого раннего  возраста.

          Познакомить малышей с разными видами  необычных книг и привить любовь к ней через игру помогают занятия по  циклу «Такие разные книжки» (для детей 4-5 лет), дошкольниками средних групп, приходящих в библиотеку один раз в месяц. Также работа по этому циклу проходит в дошкольном учреждении, где воспитанниками являются  дети с ограничениями жизнедеятельности. Каждый приход библиотекаря  – это праздник для малышей.

          Для адаптации детей с особыми образовательными потребностями на занятия приглашаются ребята такого же возраста из логопедических  групп. Вместе ребята  импровизируют, фантазируют. Любят дошколята серию книг:  «Трансформеры», «Книга на магните», «Прыг».

Библиотекарь старается  привить любовь  ребенка к чтению через игру.   Известно, что ведущая деятельность дошкольника – игра, поэтому все занятия состоят из сказок, игр и творческих заданий. Мы играем и читаем. Малыши постепенно привыкают к приходу  библиотекаря и ждут новых, интересных книг.

          Ребенок растет, и различные книги все больше и больше входят в его жизнь, но книжка-игрушка остается при нем и в младшем школьном возрасте. Меняется содержание книги, меняется характер рисунков, а сам тип кни­ги сохраняется. Ребята взрослеют, переходят в старшую группу и уже вместе с воспитателем  посещают занятия и различные мероприятия библиотеки.

         Занятия по циклу  «Самоцветное слово»  (для детей 6-7 лет) проходят  в форме доверительного и дружеского разговора, не навязывая детям ту или иную нравственную ценность, а помогая  дошкольникам понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни. Такие встречи состоят из  игр, бесед, чтения вслух сказок и обсуждения прочитанного. Дошкольники на каждом занятии знакомятся с новыми нравственными понятиями: доброта, дружелюбие, заботливость, любовь, милосердие.

В результате проведения таких занятий дошкольники становятся общительны и активно принимают участие в беседах, играх, интерпретациях. С удовольствием выполняют творческие задания. Серьезно подходят к обсуждению нравственных вопросов о добре и зле, о любви, милосердии, заботе, дружбе, приводят жизненные примеры по теме занятия. В процессе занятия большое внимание уделяется чтению вслух, что особенно помогает понять и оценить нравственные поступки людей. 

         Через литературу и книги ввести малыша в мир отношений с окружающим миром природы и бережного отношения к ней способствуют занятия экологической направленности в рамках цикла «Семицветик» (для детей 6-7 лет). Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, они содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром.  Ребенок получает возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире.

         Развивающие занятия по циклу «С книжным теплом под маминым крылом» посещают дошкольники 3-4 лет. В этом возрасте ребенок осваивается в библиотечном пространстве, привыкает к тому, что книга становится его верным помощником и другом: с ней можно отправиться на прогулку, взять в путешествие, с ней очень приятно спать и даже купаться.

         Библиотекарь в ходе занятия знакомит малышей с книжками-игрушками с мягкими вставками, имитирующими шерстку зверушек или перышки попугаев, с книжками с сюрпризами, с голограммами, выполненными в форме автомобилей и установленными на пластиковые колесики... Они не просто развлекают ребенка, но и помогают развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Малыши  на занятии дают волю воображению, угадывая, что скрывается за книжными сюрпризами, а взрослые им в этом активно помогают.

В   литературных играх на занятиях принимают участие не только дети, но и их родители. Такие игры дают радость семейного общения,  наглядно прививают любовь к чтению у ребенка-дошкольника через демонстрацию читательского опыта его родных. В конце занятия родители отмечают, что дети заинтересовались такими выполненными в ярких и приятных тонах необычными книгами, на страницах которых улыбаются дружелюбные животные и просят почитать еще дома.

После занятий по циклу «С книжным теплом под маминым крылом» малыши могут выразить свои впечатления от прочитанного и услышанного в творческой студии для дошкольников «Умка». Здесь дети рисуют, лепят, делают аппликации.  Часовое занятие обычно включает в себя две техники (например, акварель и аппликация,  пластилин и оригами).

Работая с детскими садами города, нельзя не рассказать об интересной  и плодотворной дружбе с муниципальным  дошкольным общеобразовательным учреждением – детским садом № 57.

         С этим дошкольным учреждением библиотека сотрудничает с 2001 года. Успешное сотрудничество на протяжении этих лет, заинтересованность воспитателя  Лепетюхи Валентины Владимировны в совместной  творческой работе побудило нас создать семейную академию для малышей и их родителей в рамках цикла «Самоцветное слово». Целью является возрождение нравственно-этических норм на традициях семейного  чтения,  развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей, установление тесного сотрудничества между библиотекой и семьей. Этот детский сад стал как бы своего рода экспериментальной площадкой для совместного воплощения  многих наших планов и задумок, а  Валентина Владимировна Лепетюха – руководителем творческой мастерской «Дошколенок любит книгу».

         Каждая встреча запланирована в соответствии с календарными датами,  например, на первом занятии «Мама рядом, папа рядом, что еще для счастья надо?»  – нравственный диалог, библиотекарь заочно познакомилась с родителями, послушав рассказ детей обо всех членах семьи. И какой это был рассказ! Дошколята принесли фотографии своих семей, и не просто фотографии, а мини-альбомы, сделанные специально к занятию, эмоционально рассказывали о самых дорогих им людях.

         На базе детского сада в 2010 году начал свою работу  библиотечный пункт, где каждая желающая семья смогла  выбрать детскую литературу, получить советы специалистов по интересующим их вопросам:  что и как читать детям  дошкольного возраста,  какие книги выбрать для семейного чтения, какие книги желательно приобрести в семейную библиотеку и т.д.

         Родители заказывают литературу познавательного характера в помощь изучению  английского языка в  домашних условиях. Надо сказать, что чаще посещают библиотечный пункт бабушки с внуками,  спрашивая детские журналы, развивающие пособия по подготовке к школе. Специалистами наиболее востребована профессиональная литература по педагогике, психологии, искусству, физической подготовке, проведению утренников, праздников с детьми. Запросы, как правило, для родителей и дошкольников выполняются. Результатом работы библиотечного пункта

на базе детского сада стало то, что 8 семей записались в библиотеку и до сих пор яв-

ляются нашими постоянными читателями. 

         Созданный в группе книжный уголок  «Книги  – мои друзья»  помогает детям самостоятельно знакомиться с художественными произведениями. Момент уединения очень важен, дети в тишине самостоятельно рассматривают, изучают, исследуют книги, делают зарисовки. Так у детей появилась традиция – общение с книгой в группе  перед дневным сном и непременное чтение вслух, пение колыбельных песен из книжек, сделанных семьями.

Самое яркое событие в рамках нашей  программы – родительское собрание студии «Папа, мама,  я  – читающая семья». Конечно, велась длительная

предварительная подготовка, предлагались творческие домашние задания:

·        подготовить фотографии для фотовыставки «Дружим с книгой всей семьей»;

·        принести семейную книгу – реликвию и рассказать о ней. Изготовить книжку  самоделку любого типа и представить ее;

·        прочитать с ребенком или самим любимое детское произведение (стихи, отрывок сказки, рассказа и т. п.);

·        семье Дмитриченко провести мастер-класс по созданию домашней детской книги; сделать выставку-галерею семейных портретов.

         Программа собрания была полезной,  интересной  и насыщенной. Родители были приглашены в библиотеку. Ожидания превзошли себя – пришли практически все мамы, папы,  даже бабушки и сестренки воспитанников.   

         Уже стало традицией  проводить в библиотеке   Дни  дошкольника. Это всегда праздник для малышей, родителей, библиотекарей. Дошкольники – самые благодарные читатели и активные участники всех массовых мероприятий. Они радуют всех своей подготовленностью, ответственным выполнением творческих заданий.  Каждый День дошкольника посвящен определенной дате:  юбилею поэта, писателя или выхода в свет книги:  «Добрый доктор Айболит», «Винни Пух и Все-Все-Все», «Друг детей Маршак». Дети показывают великолепные знания  произведений, быстро и верно отвечают на различные вопросы, загадки, принимают участие в импровизированных спектаклях.

Наше сотрудничество с детскими садами заключается не только в проведении совместных театрализованных мероприятий, посещении ребятами занятий, участии в  разнообразных акциях, но и в полезных благотворительных делах.

      Так, например,  27 мая в Общероссийский день библиотек для всех читателей библиотеки прошла  флэш-акция «Прикрепляйся!». Сотни юных читателей и их родителей сделали своими руками книгу-раскладушку, самые маленькие рисовали иллюстрации к ней, а ребята постарше писали рассказы о пользе чтения. В результате  к акции мог присоединиться каждый ребенок и взрослый, главное условие – любовь к книгам и посещение в этот день библиотеки А. А. Лиханова. «Самодельное издание» развернуть пришлось на улице – таким большим оно получилось.  Около 500 читателей библиотеки, в том числе и дошкольники, приняли участие в акции.

         Еще библиотека принимает активное участие в акции «Международный день чтения», проводимого издательством «Розовый жираф», тем более что традиция читать детям книги вслух у нас существует очень давно. Наш отдел не остается в стороне. Книга «Квак и Жаб снова вместе» Арнольда Лобела очень понравилась детям из детского сада № 40. Дети слушали веселые истории, тут же оживленно ком-

ментировали их, фантазировали, как бы они поступили в той или иной ситуации.

Таким же способом мы познакомились на следующий год с книгой Джилла Томлинсона «Горилла, которая хотела повзрослеть».

Оказывается, малыши очень мечтают, как и горилла Понго, поскорее стать взрослыми. Артем Дубровский хочет повзрослеть, чтобы стать космонавтом, а Полина Куриленко во взрослой жизни хочет стать библиотекарем. Она мечтает много знать и читать интересные книги маленьким   детям.

А первым шагом участия детских садов в благотворительных делах библиотеки стала акция «Теплым словом, добрым делом», направленная на то, чтобы общими усилиями принести радость детям, лишенным родительского тепла и ласки. Семьи воспитанников приняли участие в акции и внесли в жизнь сирот искорку и уверенность в том, что на жизненном пути им обязательно еще не раз встретятся неравнодушные люди. Дошколята вместе с родителями с волнением рассматривали фотографии своих сверстников на новогодней елочке. Семьи не просто подготовили подарки, рисунки, талисманы детям-сиротам, но и написали письма с душевными пожеланиями.

         Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники отдела стараются сделать выставки кра­сочными, интересными, познавательными, привлекаю­щими внимание читателей: «К нам торопятся снежинки», «Новые книжки – детям на радость», «Игры и задания для  чудо-воспитания», «Оранжевое лето, оранжевые сказки» и др. Также организуются тематические полки к знаменательным и памятным датам: «В стране Чудетство стихи живут» – к 65-летию со дня рождения поэта Михаила Яснова,  «Светлый праздник День Победы» – выставка-память ко Дню Победы, «Приглашаем в Михалковград»  – к 75-летию выхода в свет стихотворения «Дядя Степа» С. Михалкова. Надо отметить, что книги, представленные на книжно-иллюстративных выставках, активно берутся родителями для семейного чтения.

Большое место в  работе библиотеки  занимают творческие выставки работ, сделанные руками детей совместно с родителями или воспитателями. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между читателями, а также для совместной деятельности воспитателей, детей и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, участвуют в оформлении, пользуются журналами «Коллекция идей», «Радость творчества». В декаду инвалидов в библиотеке были представлены замечательные работы детей детского сада комбинированного типа № 17 «Салют» на выставке  «Целый мир под названием  «Я». Ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата вместе с родителями  сделали поделки из природного материала, соленого теста, бисера.

В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей. Над многим нам еще предстоит работать, у наших детей еще все  впереди. Но первые небольшие результаты радуют: у большинства детей проявляется устойчивый  интерес к книге, дошкольники  внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши  после посещения  познавательных занятий  и литературных мероприятий, взяв родителей   за руку,  с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!