Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Реализация совместной деятельности библиотеки и дошкольных учреждений

 

Писаренко М.Н.
ведущий специалист детского читального зала
Западно-Казахстанской ОБДЮ им. Х. Есенжанова

Работа с дошкольниками – дело очень интересное и серьёзное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребёнок всецело зависит от взрослых. А каждый ли родитель поведёт своего малыша в библиотеку? Конечно, нет! Одни предпочитают сами покупать яркие красочные детские издания и читать дома, а другие  вообще не уделяют чтению никакого внимания. 

Поэтому, более приемлемая в  настоящее время форма приобщения дошкольников к чтению – это сотрудничество библиотек с дошкольными учреждениями.

Наша Западно-Казахстанская областная библиотека для детей и юношества имени Х. Есенжанова вот уже несколько лет сотрудничает с детскими садами города Уральска. Мы стараемся воспитать интерес к чтению, привить любовь к книге, убедить родителей в важности семейного чтения.

Особенно тесное сотрудничество проходит с детским садом «Шолпан», который с 2008 года работает по программе «Культурное наследие». С обретением независимости Казахстана повысилось национальное самосознание, возрождаются культурные традиции. Поэтому возникла необходимость основательного и более глубокого знакомства детей с духовными ценностями своего народа. А это происходит прежде всего через народное творчество, сказки, фольклор.

Добрая традиция библиотеки – тесная дружба с писателями. Настоящим «Праздником поэзии» была встреча местного писателя Кайрата Жумагалиева с детьми из шести детских садов города. Между детьми был организован конкурс на лучшее прочтение его стихов. Автор был очень благодарен детям  за такой праздник и в память об этой встрече подарил детским садам свои книги.

В память о местном детском писателе Кадыре Мырзалиеве с детским садом «Шолпан» прошёл час поэзии, где ребята декламировали его стихи. Председатель фонда К. Мырзалиева подарил детскому саду диски со стихами их любимого поэта.

Мы стараемся воспитать интерес к чтению, привить любовь к книге через следующие методы работы: громкие чтения с обсуждением поступков героев, игры, викторины, беседы о родном крае, заочные экскурсии по Казахстану, обзоры у выставок-просмотров новых книг для малышей.

Наиболее приемлемая форма работы с дошкольниками – громкие чтения. Они проходят не только в библиотеке или в детских садах, но и в скверах, парках отдыха. Мы считаем, что это идеальные места, чтобы сесть и познакомиться с ребёнком, почитать ему. Ведь нередко в наше время есть такие семьи, где книг в доме нет совсем, и маленький ребёнок даже представления не имеет, что это такое.

Сколько прекрасных рассказов, стихов о родной семье, о любви к родителям мы используем для громкого чтения! В этом нам помогают детские писатели К. Жумагалиев, К. Мырзалиев, А. Барто, С. Маршак и др. Много книг читаем о том, как дети заботятся о деревьях, цветах, зверюшках по произведениям Э. Мошковской, И. Токмаковой, Е. Елубаева. Дети любят слушать казахские сказки. Они весело смеются над проделками Алдара Косе, Кожанасыра. Любят озорные стихи Г. Остера и рассказы Н. Носова. Это развивает у малышей чувство юмора, гибкость ума, сообразительность.

После громкого чтения библиотекарь всегда старается вести беседу с детьми о прочитанном, уважая их стремление поделиться впечатлениями.

Чтение можно превратить в увлекательную игру, особенно если в ней будут участвовать игрушки. Такой метод мы используем в работе с младшими группами детского сада. Сначала у нас игрушка играет роль пассивного слушателя и сидит на стульчике рядом с детьми, а затем библиотекарь делает её участником того сюжета, который описывается в рассказе или стихотворении. Этот метод позволяет на более эмоциональном фоне дать возможность освоить ребятам прослушанное произведение.

Этим летом в детском читальном зале для малышей была оформлена нетрадиционная книжная выставка «Счастливая книга». Здесь, наряду с книгами, на полках лежали конфеты «Красная Шапочка», «Три медведя», «Гулливер», «Русалочка», «Маугли», шоколадки «Алёнушка», «Сказки Пушкина», коробка конфет «Золотой петушок». Вот было удивление ребят: у конфет и у книг одинаковые названия! Это поистине счастливые книги, потому что их читают из поколения в поколение, потому что в честь них кондитерские фабрики дают названия своей продукции.

Одна из самых интересных для ребят форм проявить себя с творческой стороны – это утренники. Каждый год в стенах библиотеки проходит праздник «Наурыз». Продумывается не только сценарий, но и оформление зала: воздушные шары, мягкие игрушки, ленты, флажки и т.д. помогают делать праздники радостными и добрыми. Дошколята, в свою очередь, готовятся к утреннику с большой ответственностью.

Вместе с воспитателями  запоминают стихи наизусть, разучивают танцы. Так происходит знакомство детей с духовными ценностями своего народа.

Ни один праздник не обходится без театрализованных постановок. В нашей библиотеке при массовом отделе работает кукольный театр «Книга».    

Первым приглашает детвору в сказочную Читалию веселый и озорной Петрушка. Путешествуя вместе с ребятами по библиотеке, он знакомит малышей с ее жителями – книгами. Петрушка смешит ребят  шутками, прибаутками, приглашает их к разговору о детском саде и домашнем чтении, о сказках.

Дошкольники всё ещё познают мир через игру. И мы стараемся через театрализованное представление, через кукол донести содержание хорошо известных  сказок и рассказов детских писателей.  А порой и понять сложные понятия. Например, что такое права и обязанности ко дню Конституции поможет сказка «Колобок – гражданин сказочного государства». 

Активисты театра «Книга» с удовольствием играют для малышей. Как приятно им  видеть улыбки, блеск восхищения  в глазах маленьких зрителей! Они знают, что их труд за ширмой высоко ценят.

Дошкольники и сами с удовольствием воплощаются в артистов. Постановка представления – дело серьёзное, но всё же это – игра с куклами. И ребята с восторгом берутся озвучивать положительных и отрицательных героев сказки. В результате у ребёнка активизируется словарный запас, совершенствуется культура речи, а между детьми складывается творческая атмосфера сотрудничества.

Наша библиотека предусматривает не только работу с детьми, но и с родителями, используя для этого любые возможности. Даже когда библиотекари выступают на телевидении и радио, то используют эфирное время для привлечения дошкольников, их родителей, бабушек и дедушек в библиотеку. Большое внимание уделяется индивидуальной работе со взрослыми. Библиотекарь всегда даст совет: какую книгу лучше выбрать почитать для данного возраста, как правильно её читать, на что обратить внимание, как использовать иллюстрации во время чтения и т.д. 

Встречи с родителями происходят как в стенах библиотеки, так и на родительских собраниях. Здесь мы стараемся донести до взрослых, что детей  необходимо развивать с первых дней жизни. Приводим в пример книгу японского педагога Масару Ибука «После трёх уже поздно», считающего, что возможности мозга ребенка, будучи невостребованными до 3-х лет, затухают. Многие молодые родители даже не подозревают об этом и ждут, когда их малыши подрастут, чтобы заниматься. А время идёт. Так упускается самый благоприятный период, когда у ребёнка начинает развиваться интеллект, логика, воображение, речь. В это время так необходимо говорить с ребёнком, читать ему вслух, заучивать стишки наизусть.

Большинство родителей отличает низкая степень информации о детской литературе. Как воспитать читающего ребёнка? Как выбрать лучшие детские книги

для семейного чтения? Ответы на эти вопросы они получили на презентации выстав-

ки «Круг книг для семейного чтения».

С воспитателями проводим «День специалиста» с выставкой-просмотром профессиональной и  справочной литературы по руководству детским чтением, зна-

комим с новинками детских изданий.

В заключение хочется сказать, что мы неслучайно сделали особый акцент на сотрудничестве. На наш взгляд, в деле раннего приобщения ребёнка к книге важно, чтобы библиотекари, воспитатели и родители были единомышленниками. Иначе как мы ещё можем помочь дошкольнику оказаться в пространстве, где есть книги, игрушки, мультимедийные ресурсы?