Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Читатель с колыбели: из опыта работы Курской областной библиотеки для детей и юношества по приобщению к чтению детей раннего возраста и их родителей

Челнокова  Л. И.
зав. отделом обслуживания дошкольников
и учащихся 1-4 кл. Курской ОБДЮ

В давние времена существовала замечательная традиция семейного чтения. К сожалению, в наше время уже не принято вечерами собираться вокруг книги, а затем долго обсуждать прочитанное. А жаль!

         К счастью, в большинстве своём современные родители, как правило, заинтересованы в развитии своего ребёнка. Дети ещё до начала учёбы в школе посещают всевозможные кружки и развивающие группы. Но даже такие мамы и папы часто «забывают» про библиотеку и вспоминают о ней только тогда, когда ребенок поступает в школу.

          Между тем, всем известно, что именно чтение закладывает основы интеллектуального развития ребёнка. Знания, которые он получает из книг – это база для последующей успешной учёбы, карьеры, поэтому работу по приобщению ребёнка к чтению нужно начинать как можно раньше.

         В связи с этим в 2010 г. мы разработали проект «Я родился, я – читатель» по работе с детьми от рождения до 3-х лет, реализация которого была рассчитана на период до 2014 года. Отрадно отметить, что проект был поддержан Комитетом по культуре Курской области и органично вошел в областную целевую программу «Улучшение демографической ситуации в Курской области  на 2011-2014 годы». Это обеспечило финансирование основных позиций проекта, которые были направлены на модернизацию процессов обслуживания данной категории читателей.

         Создание проекта направлено на: приобщение детей раннего возраста к чтению; эмоциональное развитие малышей с помощью книги; информационную поддержку будущих родителей; формирование культуры материнского чтения; обеспечение постепенности социального взросления малышей. Его реализация, в конечном счете, должна повлиять на возрождение традиций семейного чтения, обучение родителей творческой работе с книгой, восстановление через книгу глубокой эмоциональной и духовной связи между родителями и детьми.

Участниками проекта стали дети от 0 до 3 лет и их родители, а также  будущие мамы и папы.

           Партнерами выступили: Центр диагностики и консультирования «Гармония» (Городской психологический Центр), Курская духовная семинария, Курский государственный университет, дошкольные образовательные учреждения, женские консультации.

         Проект «Я родился, я – читатель» содержит 4 блока:

                  - «В ожидании чуда»;

                  - «Кроха»;

                  - «Растишка»;

                  - «Малышок».

         Блок «В ожидании чуда» предполагает, в первую очередь, информационную  поддержку будущих мам. Врачи, психологи утверждают: нужно и важно общаться с ребёнком уже во время беременности. И не просто разговаривать, а читать ему сказки, петь колыбельные песенки… Именно поэтому специалистами библиотеки были установлены тесные отношения с женской консультацией №2 г. Курска, где работает «Школа молодой матери». Для посетителей этой школы 2 раза в месяц проводятся часы информации, презентации, обзоры периодических изданий, издаются рекомендательные списки литературы и памятки, например, «Потягушечки, порастушечки», «Это волшебное слово – игра», «Про белочек, зайчат и весёлых медвежат», «Первая книга вашего ребёнка», «Читайте сами, читайте с нами», и др. мероприятия. Все они, конечно же, дают информацию о литературных источниках по воспитанию и раннему развитию ребёнка. Особым спросом пользуется и картотека «Мамочкина школа».

         Хорошо воспринимается будущими мамами  такая форма работы, как беседы: «В ожидании малыша» (о материнстве, о роли общения в развитии маленького человека), «Мамина песня» (о колыбельных песнях, потешках, прибаутках, через которые малыш познаёт окружающий мир и которые для него  не столько забава, сколько важнейшее средство обучения), «Почему важно читать и петь ребёнку ещё до рождения?», «Нам имена даются неслучайно» (как выбрать имя будущему ребёнку) и др. В ходе бесед им даются советы по использованию литературных произведений и периодических изданий (в библиотеке выписываются журналы для родителей: «Мой ребенок», «Счастливая мама», «Мамочкина школа», «Счастливые родители», «Мама, это я!», «Кроха») в конкретный период жизни маленького человечка: когда он учится брать предметы, говорить, ходить и т.д.

         Блок «Кроха» охватывает период развития ребенка от рождения до 1 года. Он предусматривает организацию библиотечного пространства, в которое входит и выделение тематических зон с учётом целей и задач блока. Специалистами библиотеки даются рекомендации по выбору книг для чтения детям данного возраста и организовываются встречи специалистов по развитию и воспитанию детей от рождения до 1 года с родителями.

         Блок «Растишка» рассчитан на детей от 1 года до 2 лет  и их родителей,  включает в себя  также организацию библиотечного пространства, выделение тематических зон и комплекс библиотечно-библиографических мероприятий по воспитанию культуры чтения пап и мам, информационные беседы с ними в помощь приобщению к чтению детей данной возрастной категории. Ведь уже к двум годам дети – талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки и с лёгкостью их запоминают. И, конечно же, все библиотечные мероприятия, проводимые для детей этого возраста, направлены на привитие интереса и любви к книге.

         Следующая ступень проекта – «Малышок» включает тот же комплекс мероприятий, что и «Растишка», но направленных на приобщение к чтению детей от 2 до 3 лет и предусматривает работу не только с родителями, но уже и с детьми.

         Библиотечные специалисты (а проект реализуется на базе отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов) в тесном контакте работают с детскими садами, охватывая своим обслуживанием детей ясельных групп, а также их родителей. Беседы для родителей: «Первые шаги вашего ребёнка к книге», «Роль книги в развитии познавательной деятельности ребёнка» и экскурсии «Наш Книжкин дом» знакомят с библиотечным ресурсом в помощь воспитанию детей.

         Как правило, многие дети этого возраста уже являются читателями библиотеки, и родители приходят за книгами вместе с ними. В библиотеке ребёнок встречается с новой для него средой: стеллажами, столами для чтения, множеством книг, незнакомыми взрослыми людьми… Наверняка в голове  у него могут возникнуть мысли: добры ли эти тети? увидят ли они, какой я?

         А сотрудники отдела, в свою очередь, задаются вопросами: как подружиться с этими маленькими ребятишками?

         Поэтому при каждой встрече с малышами стараемся найти какие-то индивидуальные подходы к ним: по нескольку раз называем ребёнка по имени, в игровой форме просим познакомиться с героем книжки – назвать своё имя, предельно внимательны и рады каждому члену семьи, приведшему ребёнка в библиотеку.

         Что касается организации библиотечного пространства,  – отдельных зон для малышей и их родителей – то здесь приходится много фантазировать, использовать элементы креативности, например, «Сказочная поляна», на которой Паровозик из Ромашково и сказочные Гусеницы «подвозят» детишкам замечательные книжки: книжки-игрушки, книжки-машинки, говорящие и поющие книжки (фонд таких  книг в отделе большой). Радостно, что благодаря проекту «Я родился, я – читатель» отдел обслуживания превращается в настоящую сказку: здесь каждому ребенку можно посидеть под берёзкой за детским столиком и полистать понравившуюся книгу, можно отдохнуть на сказочно-красивом диване, покачаться на пони-качалке или на коврике сложить пазлы, поиграть в развивающие игры (их тоже достаточно в фонде).
         В помощь родителям организован уголок «Вместе с книгой мы растём», в котором размещены книжно-иллюстративная выставка «В кругу семьи» (с разделами: «Чтение – дело семейное», «Про белочек, зайчат и весёлых медвежат», «Потягушечки, порастушечки», «Чьи стихи мы знаем с детства») и выставка семейных творческих работ «Вместе весело творить»; выделены тематические полки: «Искусство быть родителями», «Читаем вместе с детьми», «Лепим, вырезаем, рисуем», «Путешествуем по страницам журналов» (журналы для родителей).

         После двухлетней работы по реализации проекта встала необходимость в организации Клуба выходного дня «Растишка», который расширил бы возрастные границы детей до 5-6 лет.

         Впервые заседание Клуба для маленьких читателей состоялось в апреле 2012 года.  Детям (от 2-х лет), пришедшим на него со своими родителями, была предложена  познавательно-игровая  программа  «Дом,  в  котором  живут  книги!»,

главным героем которой был Книгурёнок – книжный талисман отдела. Он обратился 

к родителям с добрым призывом и добрым советом читать хорошую литературу.

         По тому, как неохотно расходились дети после мероприятия (а некоторые и после оставались играть) и по пожеланиям родителей заседания «Растишки» вначале стали проводить 2 раза в месяц. Малышам нравилось встречаться со сказочными литературными героями, с удовольствием смотреть театрализованные представления, отгадывать загадки, участвовать в различных познавательных играх, водить хороводы… Но потом пришли к выводу: для того, чтобы наполнить заседания достаточно качественными мероприятиями, необходимо большее количество времени для их подготовки. Поэтому было принято решение проводить такие заседания 1 раз в месяц.

         Родители в Клубе тоже не остаются без внимания. В то время, когда их дети играют, сотрудники отдела, не занятые с детьми, знакомят их с литературой в помощь воспитанию детей. В общем, Клуб «Растишка» пришелся по вкусу и малышам, и родителям.

         В 2012 году мы решили включить отдельные позиции проекта в Летние чтения. Несмотря на то, что книги детям читают родители, мы все-таки решили привлечь их тоже к этому мероприятию. 25 мая на празднике «Чудо, имя которому – книга!» был дан старт этим Летним чтениям.  В их программу входили:

- книжная выставка-рекомендация «Чудо, имя которому – книга!»;

- громкие чтения «Почитай мне…»;

- викторины по сказкам;

- встречи с новой книжкой;

- познавательно-игровые программы;

- игра «Вырастим Книжкино Чудо-дерево».

         О последней  следует сказать особо. Для детей, принимавших участие в игре «Вырастим Книжкино Чудо-дерево» была разработана специальная путевка, которую они получили на празднике, одним из условий которой было получение маленького макета книги за каждую прочитанную книгу и прикрепление его на Книжкино Чудо-дерево. Отдельной позицией было обозначено, за какое количество прочитанных библиотечных книг и какое звание может получить маленький читатель по окончании игры.      Прочитавший:

10-15 книг – «Читатель-Малышок»;

16-20 книг – «Юный читатель»;

21-30 книг – «Чудо-Читатель».

         Также вместе с родителями малыши должны были выполнить творческое задание по любой из прочитанных книг: сделать рисунок, аппликацию, поделку из природных материалов или бумаги и др.

         К концу августа на ветвях дерева «выросли» листочки-книги. А затем состоялся праздник «Пусть всегда будет книга!», посвященный подведению итогов Летних чтений. Главный «распорядитель»  – Кот Учёный – поздравил всех присутствующих с литературным праздником и потом никому уже не дал пассивно отдыхать. Дети вместе с ним играли, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины «В мире много сказок». Каждому были вручены подарки,  дипломы и присуждены почётные звания. И, как показатель эффективности литературного мероприятия, – нежелание

детей уходить из библиотеки, тянущиеся маленькие ручки за понравившейся книгой,

хорошее настроение ребятишек…

         Это – лишь одна из иллюстраций того, что мы проводим в рамках проекта «Я родился, я – читатель». Помимо всего прочего,  положено начало формированию электронного ресурса по этой тематике. Подтверждение тому – страницы «Мамочкина школа» и «Детская площадка» на сайте нашей библиотеки.

         Если анализировать уже проделанную работу по реализации проекта, то можно сделать вывод, что число читателей – дошкольников и родителей, в т.ч. и будущих мам, увеличилось. Кроме того, отмечаются случаи, когда будущие мамы, побывав на одном из мероприятий проекта, возвращаются в библиотеку в статусе уже состоявшейся родительницы со своими заметками в записных книжках, и уже по их желанию происходит разговор о роли книги в детском развитии, и по их просьбе даются необходимые консультации. Такое общение доставляет и профессиональную, и человеческую радость сотрудникам библиотеки и является важным звеном для дальнейшей работы. А в том, что и в дальнейшем эта работа будет продолжаться, говорит тот факт, что проект «Я родился, я – читатель» в 2015 - 2017 годах трансформируется в проект «Я расту и я читаю». Возрастные рамки читательской аудитории в этом проекте будут расширены до 6 лет. И, что еще немаловажно, так это то, что проект предполагает финансирование, а это, помимо главной цели, еще и модернизация материально-технической базы, что также весьма  актуально.