Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Теоретические и практические аспекты приобщения к чтению детей дошкольного возраста в детских библиотеках Севастополя

 

Корниенко Т. Г.
   заведующая отделом организации досуга и  развития
творческих  способностей детей

ЦБС для детей г. Севастополя,
член Национального союза писателей Украины

 

Однажды я задала детям вопрос: что произойдет, если вдруг не станет детских книг? Ответ первоклассницы: «Люди превратятся в злых обезьян и вымрут».

***

Какова же роль художественной литературы в формировании личности?

В дошкольном детстве маленький человек в общих чертах должен постичь все то, к чему человечество шло тысячелетиями своего существования. Без книги, слова, на самостоятельное получение подобного опыта у индивида может просто не хватить жизни.

Учитывая, что книжный текст – это, практически, первая абстрактная информация, предоставляемая ребенку, причем информация не хаотичная, информация, дающая нелокальное представление об окружающем мире, ее значение трудно переоценить. 

Книга учит жизни. Она не заменяет жизненного опыта, но создает его основу, дает определенные образцы поведения в тех или иных жизненных ситуациях. В безопасной обстановке она знакомит ребенка с миром людей, с нюансами их взаимоотношений. Более того, она дает представление не только о внешних проявлениях этого мира, но и о внутреннем мире человека, в обычных условиях закрытом для посторонних, тем более для ребенка.

Знакомит книга и с палитрой чувств, испытать которую на себе ребенок не в состоянии по целому ряду вполне очевидных причин, а вот уметь ими пользоваться обязан, иначе и речи нельзя вести о его дальнейшей человеческой состоятельности.

В книге проведены четкие границы для таких полярных понятий, как добро и зло, любовь и ненависть, дружба и вражда, победа и поражение, красота и безобразие.

Еще один важный довод в пользу чтения: сопереживая героям литературных произведений, ребенок выносит центр мироздания за пределы собственного Я.   В то же время, книга дает возможность разобраться и в самом себе.

Никакие иные педагогические и не очень педагогические попытки взрослых по изменению поведения ребенка не могут соперничать с книгой,  поскольку только она может показать уродливое, не затрагивая личность, а значит, не вызывая установки психологических защит.

У читателя всегда прекрасно развито воображение.  И тут большой плюс именно книге, а не компьютеру, где все нарисовано и объяснено. 

Чтение эффективнейшим образом формирует мышление человека. Чтобы прочесть и понять книгу, нужно: понять символы – буквы, раскодировать заложенную в них информацию, понять описываемую ситуацию, соотнести ее со своими представлениями, понять переживания героев произведения, сделать выводы.

Не менее эффективно книга развивает внимание и память.

И, главное, вся информация, полученная посредством чтения художественной литературы, является эмоционально окрашенной, а значит, она может проникнуть глубоко в душу ребенка и оставить свой след навсегда, в отличие от любого другого, эмоционально нейтрального, воздействия.

Первые литературные впечатления ребенок получает от родителей. И это немаловажный фактор. Не умея отделить себя от матери, малыш легко и глубоко воспринимает литературные произведения, прочитанные ее голосом. Никакое звуковоспроизводящее устройство здесь соперничать не в силах, поскольку оно всегда – внешнее, в  отличие от голоса родного человека, который практически – внутренний.

Чуть позже таким доверенным «рассказчиком» может стать  библиотекарь.

Постепенно, обособив себя в окружающем мире, получив необходимые навыки, ребенок приобретает возможность самостоятельного чтения. Сензитивный период усвоения навыков чтения – 4-6 лет. Только не нужно забывать, что настоящее чтение предполагает не бездумное повторение увиденных буквенных символов и даже не понимание текста. Настоящее чтение начинается с  сопереживания.

Современное  «мультяшное» взращивание привело к тому, что многие дети видят буквы, слова, понимают смысл, но правое полушарие мозга, ответственное за чувства, молчит. Это – наша реальность и наша беда.

Какими же особенностями, какими качествами должна обладать детская книга? Учитывая все вышесказанное, ответить на этот вопрос не слишком сложно. В дошкольном возрасте воспитание книгой обычно идет через подражание. Поэтому в хорошей книге обязаны быть хорошие персонажи, которым будет подражать ребенок.

Но в литературе для взрослых тоже зачастую присутствует хороший персонаж. Чем же детская литература отличается от взрослой? Рассмотрим этот вопрос в аспекте влияния книги на читателя.

Во-первых, детская литература является формирующей, и об этом уже говорилось.

Во-вторых, информация, содержащаяся в детском произведении, усваивается ребенком без какого-либо анализа и контроля с его стороны. Если взрослый человек, столкнувшись в литературном произведении с пошлостью, кичем, жестокостью, бездарностью, беспринципностью способен сделать выбор и выводы, то ребенок ориентируется только на альтернативную пару: интересно-неинтересно. Но как же много написано губительного для детской психики и при этом интересного!  Или, наоборот, полезного и совершенно нечитаемого!

В-третьих, ребенок не в состоянии определить уровень профессионализма автора читаемого произведения. А это чревато не только искаженными нормативами речи, но и испорченным вкусом. Реально современный ассортимент  детской литературы перенасыщен низкопробными произведениями. Возможность издаваться за собственные средства не ставит барьеров бездарности, поэтому выбрать из тысяч неудачных изданий некоторое количество интересных, полезных и безопасных представляется проблематичным.

В-четвертых, детская литература имеет четкие возрастные привязки.

Рано прочитанное проблемное произведение  может быть не усвоено. В результате возможны различные последствия такого, на первый взгляд, незначительного результата: не прочитано необходимое, сформирована искаженная картина мира или не сформирована вообще, потерян интерес к чтению. Возможны даже психические травмы.

Так какую же книгу выбирать, чтобы, как в медицине, не навредить?

Основных критериев, как мне думается, три: добрую, умную, неназидательную.

Почему книга должна быть доброй – понятно. Почему умной? Все, что развивает, должно быть чуть-чуть за гранями достигнутых возможностей. Дотянувшись до почти недосягаемого, ребенок получит колоссальную радость открытия а, соответственно, желание продолжать самостоятельное познание жизни.

По поводу неназидательности: любой человек, а ребенок в особенности, формируя свою самостоятельность, защищается –  без анализа полезности или вредности – от навязываемого чужого. Результатом может стать эффект, обратный ожидаемому.

Хорошая литература у хорошего читателя должна вызывать катарсис – потрясение. Но большинство образцов современной книжной продукции лишь возбуждает нервную систему. Тексты гипердинамичны, отсутствуют описания, внутренний мир героев или убог, или не просматривается вовсе. Практически, это компьютерные игры, записанные на бумажном носителе.

Возникает вопрос: можем ли мы ожидать от родителей умения сделать правильный анализ и отбор той литературы, которая не просто не навредит, но будет полезна, превратит чтение не только в увлекательное занятие, но и в воспитателя души? Одной интуиции зачастую оказывается мало. Нужны знания. А также финансовые возможности, достаточное количество свободного времени, информация, дающая свободу ориентации в книжном рынке,  и еще масса самых различных факторов. И вот тут самое время вспомнить, что в государстве существует институт, который нацелен на воспитание книгой. Это библиотека.

Вот лишь несколько преимуществ ее посещения, но они – безальтернативны.

 1. Библиотека имеет большие и разнообразные фонды, которые позволяют предлагать ребенку нужные книги в нужной последовательности. Последние слова выделены не случайно: именно так осуществляется оптимальное воспитание книгой, но именно эту позицию без использования библиотеки реализовать практически невозможно.

2.   Любая библиотека гарантирует психологическую, моральную и этическую безопасность предлагаемой ребенку литературы.

3. Библиотека имеет специалистов не просто обученных, но и имеющих богатый опыт.

Воспитание чтением – занятие тонкое. Чтобы его контролировать, родители должны сами предварительно прочитать все книги, которые затем предложат своему ребенку. И не просто прочитать, но проанализировать, стать литературоведом, критиком, психологом, педагогом и т.д. Многие ли  родители способны на этот подвиг? В то же время, любой библиотекарь готов обсудить с ребенком любую прочитанную книгу, обсудить и расставить правильные акценты.

4.  Приходя в библиотеку, ребенок попадает в особое пространство духовности. Оно привлекательно. Оно ненавязчиво предлагает свои правила, которые постепенно

становятся нормой жизни – жизни культурного человека.

5.                Библиотека, в отличие от школы, не оценочна. Именно в беседе с библиотекарем читатель может раскрыться, не опасаясь за высказанное мнение. Эта функция библиотеки – психотерапевтическая – делает ее привлекательной и особо полезной для подростков, мечущихся между родителями и друзьями, между детством и взрослением. Выход через литературных героев на свои тайные проблемы – отнюдь не редкое событие в любой детской библиотеке.

6.                В библиотеке возможна групповая работа с детьми. А психологам известно, что бывают случаи, когда только работа в группе способна внести коррективы в поведение и мировоззрение растущего человека.

7.                Время общения ребенка с библиотекарем ограничено лишь часами работы библиотеки. Такой роскоши не предоставляет ни школа, ни психолог, ни кружки и студии.

8.                Только в библиотеке возможно проведение комплексной работы по воспитанию ребенка с помощью книги, когда задействованы все формы работы, от игровых до доверительной беседы, имеются технические средства, долгосрочные программы, захватывающие все аспекты развития личности.

9.                И еще один немаловажный фактор – посещение библиотеки бесплатно!

Далее я расскажу вам о работе с дошкольниками в Центральной детской библиотеке имени А.П. Гайдара г. Севастополя (www.childlib.iuf.net).

И начнем с библиографии. Рекомендательная  библиография способна творить чудеса. Книжка за книжкой, в нужной последовательности, чтобы вызвать восторг, изумление, сопереживание, волнение. Единожды прочувствовав всю гамму этих чувств, ребенок превращается в читателя на всю жизнь.

Для дошкольников библиографами разработаны рекомендательные списки литературы, посвященные творчеству А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, Н. Носова, Э. Успенского. Яркие и красочные, они сразу привлекают внимание ребенка, который, взяв их в руки, начинает понимать, как легко самому выбрать книгу в библиотеке.

Привлекают внимание детей и так называемые «малые формы библиографии» или библиоигрушки. Наблюдения библиотекарей показывают, что дети, вовлекаемые в игру с помощью библиоигрушек, легко вспоминают известные им произведения, пе­ресказывают, желают пере­читать, придумывают продолжения историй. Это – стимуляция развития фантазии, вообра­жения, мышления, твор­ческой активности.

Учитывая, что современное поколение детей уже рождается в информационно перенасыщенной среде и такие понятия как интернет, блог, сайт им близки и понятны, рекомендательная библиография плавно перетекает в глобальную сеть. Для дошкольников и ребят младшего школьного возраста разработан сайт «По литературным волнам Севастополя»: яркий, с дружественным интерфейсом, детскими анимационными героями Севой и Полей (www.wave.sev-info.net). В краткой доступной форме детям рассказывается о севастопольских писателях, их творчестве. Здесь же, на сайте, можно почитать книги и оставить свой отзыв, или нарисовать рисунок по понравившемуся произведению.

В 2011 году библиографы разработали рекомендательное библиографическое пособие «Книги-юбиляры 2012 года» (www.childlib.iuf.net). В них нет волшебников или космических пиратов. Все их волшебство заключается в безграничной доброте,

которой пропитана каждая страница. В данном пособии представлены книги, которые прошли проверку временем.

Для севастопольских педагогов и студентов гуманитарных факультетов, которые связали свою жизнь и работу с детьми, стало большой удачей создание в 1999 году отдела организаторов детского чтения. Учителя и студенты – самые многочисленные категории читателей отдела. Задача его сотрудников – научить будущих педагогов работать с книгой,  помочь уяснить ее  воспитательный потенциал и эти знания донести до маленького читателя.

Чтобы пробудить интерес к книге, библиотека приглашает детей и родителей в Музей детской и редкой книги. Его фонды никого не оставляют равнодушными: книги, изданные почти два века назад, редкие издания, книги различного оформления и размеров. Любую  можно подержать в руках, полистать и почитать, что является мощным стимулом чтения и дальнейшего посещения библиотеки.

Для родителей, приводящих своих ребятишек в «Мир детства» – так называется отдел, работающий с самыми младшими читателями, – собрана литература, в которой есть ответы на большинство вопросов по воспитанию ребенка, и в частности, по воспитанию чтением.

Фонды отдела «Мир детства» не только обширны, но и разнообразны. Книжки с сюрпризами, книжки-пазлы, раскладные книжки, книжки с глазками, книжки-задвижки и т.п. В библиотеку зачастую привозят малышей в колясках, и когда у ребенка есть возможность не просто посмотреть на красивую картинку, но погладить, достать, сложить – это запоминается, это развивает, это хочется повторить.

Чтобы показать возможности библиотеки по работе с маленькими детьми, не обязательно перечислять все то, что год от года проводится индивидуально и в группах. Рассмотрим лишь несколько примеров, демонстрирующих, какое значение для воспитания и развития растущего человека имеет библиотека.

Но сначала вспомним психологическую характеристику маленького читателя: эмоционален, любознателен, в книгах для него важно действие, основной вид деятельности – игра, подражает персонажам.

Литературная игра «Даром время не теряй, в гостях у сказки побывай»

Предварительно, до игры, детям читаются сказки о животных. Затем следует викторина. Победитель викторины становится ведущим, набирает команду, выбирает случайным образом животное, которое становится главным героем всех последующих игровых действий команды.

Что мы получаем, кроме бури положительных эмоций?

1.                 Прочитаны сказки.

2.                 Усвоены основные характерологические проявления животных, а это значит, что ребенок учится отличать внешнее от внутреннего, в похожем находить различия.

3.                 Вырабатывается умение работать в группе. Это и контроль своего поведения, и взаимоуважение, и воля, и умение подчинять свои интересы общим и т.д.

4.                 Развитие артистических способностей, необходимых для проявления себя в социуме.

5.                 Развитие воображения – показ поведения животного.

6.                 Развитие мышления – викторина.

7.                 Баланс между интеллектуальной деятельностью и подвижной, игровой, а значит, баланс между умственным и физическим развитием.

8.                 Получение положительных эмоций – стимул к дальнейшему чтению, посещению библиотеки.

Есть в библиотеке целый ряд авторских разработок познавательного характера. Таких, как работа с книгой Надежды Ведешиной «Вокруг света по стране Легумии». Показ красочных слайдов, сопровождаемый рассказом библиотекаря, параллельные ответы на вопросы не только интересны, увлекательны, но и дают представление обо всех основных овощах, истории их возделывания и распространения. 

Особое место в работе с детьми в библиотеке отводится долгосрочным программам. Каковы их преимущества? Прежде всего – возможность пролонгированного воздействия на ребенка, воздействия не ситуационного, при котором быстро полученный эффект так же быстро и теряется. И, конечно же, комплексность воздействия, которую из-за ограниченности по времени, физиологических ограничений нашего восприятия и памяти разовым воздействием реализовать в принципе невозможно.

Программа познавательного, эмоционального и творческого развития дошкольников 5-6 лет «Вырастайка»

Как программа реализуется? Выбирается группа дошкольников, с которой в течение года проводится 16 занятий. В них включены практически все формы работы с книгой: беседы, конкурсы, игры, уроки творчества, театрализация, импровизация, групповое чтение по ролям, иллюстрирование, совместное сочинение сказок и т.д.

Занятия объединены по темам, дающим представление о природе и ее законах, о людях, их традициях, представлениях, истории. Читатели учатся слушать и рассказывать сказки, оригинально мыслить, играть. Программа развивает интерес к живой и неживой природе, учит бережному отношению ко всему живому, формирует нравственное поведение, помогает становлению самостоятельности. Входит в задачи программы и развитие восприятия, наблюдательности, воображения, мышления.

Программа  «Школа толерантного общения «Я живу среди людей»

Ее цель – посредством литературы выработать у ребенка духовную потребность терпимого отношения к окружающим людям, миру. В результате ребенок приобретает представление о качествах личности – добрый, вежливый, честный, ответственный и т.д., учится правильно вести себя в конфликтах, не обижаться по пустякам, соблюдать правила, принятые в обществе, понимать настроение собеседника. Программа воспитывает оптимизм, силу воли, чувство юмора.

Программа сопровождает ребенка в его взрослении от 5 до 10 лет, состоит из трех ступеней. Для каждой ступени разработан рекомендательный список литературы.

Привлечение детей к чтению – задача, которую необходимо решать комплексно.

С зимы 2012 года сотрудники библиотеки участвуют в телевизионной программе одного из севастопольских телеканалов «Ходить сон біля вікон» («Ходит сон около окон»). Это ежевечерняя сказка на ночь. Сказки читают детям известные в городе люди: писатели, деятели культуры, науки, педагоги, политики. Они рассказывают о своих любимых детских книгах. Чтение сопровождается театрализацией, демонстрацией иллюстраций, фотографий... Цель программы – показать, что читающий человек – это успешный человек. 

Почти три года в библиотеке работает Клуб детских писателей, объединивший

усилия севастопольских детских авторов и библиотекарей Центральной детской библиотеки имени Гайдара.  Объединение позволило:

– в общении и полемике приходить к определенным полезным выводам по вопросам творчества;

  – формировать на конкурсной основе сборники, лишенные тех недостатков, о которых говорилось выше;

– отслеживать всю цепочку прохождения книги от ее замысла до реакции на нее читателя;

–  заниматься с талантливыми, литературно-одаренными детьми,  и многое другое.

И в заключение: в нашем перенасыщенном информационном пространстве, в обществе, имеющем много уродливых черт, существует гарантированно безопасная для воспитания детей родителями любого образовательного, культурного уровня и интеллекта зона – это современная библиотека. Ее потенциал велик, перспективы неоспоримы. Все известные, все состоявшиеся люди когда-то были юными читателями. Это факт. И не менее надежный прогноз – именно у читателей библиотеки есть все возможности в будущем стать культурными, высокодуховными, образованными, состоявшимися людьми.