Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите буквы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Рекомендательный список книг для чтения в рамках акции «Читаем детям о войне» для 1-4 класса

 

  1. Алексеев С. П. Богатырские фамилии
  2. Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне
  3. Алексеев С. П. Рассказы о полководцах
  4. Браун Ж. Юта Бондаревская
  5. Воронкова Л. Ф. Девочка из города
  6. Драгунский В. Ю. Арбузный переулок
  7. Кассиль Л. А. Дорогие мои мальчишки
  8. Кассиль Л. А. Огнеопасный груз
  9. Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем
  10. Кассиль Л. А. Твои защитники
  11. Кассиль Л. А. У классной доски
  12. Кассиль Л. А. Черемыш – брат героя
  13. Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. Володя Дубинин
  14. Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. Улица младшего сына
  15. Катаев В. Сын полка
  16. Корольков Ю. Валя Котик
  17. Корольков Ю. Зина Портнова
  18. Корольков Ю. Лёня Голиков
  19. Корольков Ю. Марат Казей
  20. Лавренев Б. Разведчик Вихров
  21. Митяев А. Гвардии медвежонок
  22. Митяев А. Иван и фрицы
  23. Митяев А. Куриная слепота
  24. Митяев А. Лошади
  25. Митяев А. Мешок овсянки
  26. Митяев А. Носов и Назе
  27. Митяев А. Отпуск на четыре часа
  28. Митяев А. Серьги для ослика
  29. Митяев А. Теплый «язык»
  30. Митяев А. Тимофей Беспраздничный
  31. Митяев А. Треугольное письмо
  32. Митяев А. Шестой – неполный
  33. Надеждина Н. А. Партизанка Лара
  34. Осеева В. А. Васек Трубачев и его товарищи
  35. Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога
  36. Симонов К. Сын артиллериста
  37. Соколовский А. А. Валерий Волков
  38. Суворина Е. И. Витя Коробков
  39. Туричин И. Крайний случай
  40. Яковлев Ю. Я. Как Серёжа на войну ходил
  41. Яковлев Ю. Я.  Девочки с Васильевского острова
  42. Яковлев Ю. Я.  Где стояла батарея

 

 

Методические рекомендации по обсуждению прочитанного

 

В рамках акции «Читаем детям о войне» могут быть прочитаны как целые произведения, так и отрывки из книг. Рекомендуется провести вступительную беседу, а после чтения – задать вопросы, побеседовать о прочитанном.

Для облегчения работы по поиску и обработке материала приводим примеры художественных произведений о Великой Отечественной войне с возможными вариантами вопросов. В списке эти произведения выделены красным цветом. Обращаем ваше внимание на то, что и список книг, и вопросы по произведениям носят исключительно рекомендательный характер. Данное пособие не претендует на абсолютную полноту.

 

Вопросы для вступительной беседы:

  1. Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
  2. Дата начала Великой Отечественной войны?
  3. Дата окончания Великой Отечественной войны?
  4. Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
  5. Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
  6. Почему люди до сих пор помнят эту войну?
  7. Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
  8. Что есть Родина для каждого из нас?

 

Медицинское задание. Рассказ из книги Алексеева С. П. «Богатырские фамилии»

Вопросы по произведению:

1.         Действительно ли медицинским было галино задание?

2.         Важное ли дело делала Галя?

3.         Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?

4.         Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

5.         Что вы знаете о Пискарёвском кладбище?

 

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве.

Глава из книги Воронковой Л. Ф. «Девочка из города»

Вопросы по произведению:

1.         Знаете ли вы, кто такие беженцы?

2.         Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?

3.         Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?

4.         Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?

5.         Какие эмоции вызвал рассказ?

 

Кассиль Л. А. Рассказ об отсутствующем

Вопросы по произведению:

  1. Зачем мальчик следил за фашистами?
  2. Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?
  3. Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?
  4. Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?
  5. Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?
  6. Знаете ли вы имена и истории кого-то из пионеров-героев?
  7. Какие еще произведения о подвигах детей во Время великой Отечественной войны вы знаете?
  8. Какие эмоции вызвал рассказ?

 

 

Кассиль Л. А. У классной доски

Вопросы по произведению:

  1. Для чего во дворе школы была вырыта траншея?
  2. Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?
  3. Что хотели от ребят фашисты?
  4. Кто такие партизаны?
  5. Почему именно к детям обратились фашисты?
  6. Как вела себя Ксения Андреевна?
  7. А ребята?
  8. Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?
  9. Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?
  10. Какой момент вам показался самым напряжённым?
  11. Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?
  12. Какие черты характера присущи главным героям рассказа?
  13. Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?
  14. Как мирное население помогало красноармейцам?
  15. Какие эмоции вызвал рассказ?

 

Митяев А. Мешок овсянки

Вопросы по произведению:

1.         Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?

2.         Почему все-таки отдали мешок?

3.         Почему рыжий не поделился овсянкой с голодными солдатами?

4.         Почему санитар не ел овсянку сам?

5.         Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?

6.         Как собаки помогают людям в мирное время?

 

Митяев А. Серьги для ослика

Вопросы по произведению:

  1. Как ослик появился у бойцов?
  2. Как ослик помогал солдатам?
  3. Что случилось с Яшей?
  4. Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?
  5. Как относились к Яше бойцы-пехотинцы?
  6. Можно ли назвать ослика героем? Почему?
  7. Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?
  8. Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?

 

Яковлев Ю. Я.  Где стояла батарея

Вопросы по произведению:

1.         Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?

2.         Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор? Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?

3.         Нужно ли хранить память об этих событиях?

4.         Какая фраза рассказа является ключевой? Что имел в виду автор?

5.         Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт из вашей школы, с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?

 

Яковлев Ю. Я.  Девочки с Васильевского острова

Вопросы по произведению:

1.         Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?

2.         Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?

3.         За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?

4.         Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?

5.         Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?

6.         Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?

7.         Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

8.         Какое впечатление произвел на вас рассказ?