Выбрать версию сайта:

Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

«В каждой семье наготове»: Методические рекомендации для родителей по чтению дошкольниками произведений А. С. Пушкина (К 215-летию со дня рождения А. С. Пушкина)

С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

     Это один из вопросов, который задают себе многие родители. Точного ответа на него не существует. С. Я. Маршак, говоря о пушкинских сказках, советовал, чтобы эти сказки были «в каждой семье наготове». И предлагал не дожидаться момента, когда ребенок дозреет до понимания смысла каждой строки. Конечно, не стоит ждать встречи ребенка с пушкинскими строками на страницах школьного учебника вместе со строгим наказом учителя выучить отрывок наизусть: прекрасные строки могут навеки пропасть под формулировкой «мы это проходили».

     Искусственно насаждать классику тоже не нужно: если в доме нет традиции чтения вслух, если родители и сами читали Пушкина только по школьной программе, у них в нужный момент не окажется той эстафетной палочки, которую можно передать детям. Но еще хуже – травмировать ребенка классикой, которую он не готов воспринимать.

     Практический совет: можно подойти к восприятию Пушкинских сказок через «Конька-горбунка» Петра Ершова. Эта сказка так похожа на пушкинские творения, что некоторые ученые даже приписывают ее авторство самому Пушкину.

     К звукам и ритмам Пушкина подготавливают малыша и звуки, и ритмы стихов Чуковского.

Сравните: «Пошла Муха на базар» и «Пошел поп по базару»;

                  «А сапожки не простые» и «А орешки не простые».

Впоследствии, ритм, музыку и настроение пушкинских строк дети чувствуют интуитивно, без подсказки. Но еще задолго до этого, еще не будучи в состоянии постигнуть целиком замысел автора, ребенок уже начинает любить звучание отдельных строк. И потому, что звуки хороши, и потому, что голос, их произносящий, такой знакомый, нежный: лет до трех ребенок просто радуется строчкам, которые звучат из родных уст. Так почему бы не порадовать его Пушкиным? Существует мнение, что сказки Пушкина не имеют возрастных границ – каждый ребенок услышит их по-своему и, конечно, может полюбить.

Как читать Пушкина детям?

     Маршак советовал родителям читать Пушкина вслух, не подражая декламаторам, но четко попадая в ритм. Тогда ребенку передастся то наслаждение, которое испытывает всякий, читающий поэта, – наслаждение  от того, что слова выговариваются как бы сами собой. Особенности характера персонажа, смешные и грустные нотки можно слегка подчеркивать голосом. Родителям следует приготовиться к тому, что кое-что при чтении Пушкина придется пропускать или комментировать.

     Практический совет: до трех лет ребенку тяжело слушать поэтическую сказку от начала до конца, без перерыва. Сюжет можно пересказывать по картинкам, зачитывая наиболее понятные или понравившиеся малышу места, законченные отрывки. Например: во время чтения «Сказки о царе Салтане…» можно несколько раз, в том числе, вместе с ребенком, прочитать отрывки про белочку, про кораблик, про богатырей.

          По прочтении же того или иного произведения, конечно, не терпится узнать реакцию ребенка: что ему понравилось, что он понял, внимательно ли слушал? Но не стоит теребить вопросами того, кто сам не рвется сразу же делиться  впечатлениями. В любом случае затевать такой разговор нужно очень деликатно. Об этом хорошо написала Марина Цветаева: «Глядя назад, теперь вижу, что стихи Пушкина и вообще стихи… для меня до-семилетней и семилетней были рядом загадочных картинок, загадочных только от материнских вопросов, ибо в стихах, как в чувствах, только вопрос порождает непонятность…. Когда мать не спрашивала – я отлично понимала, то есть и понимать не думала, а просто – видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи оставались понятными». (М. Цветаева. Мой Пушкин).

Какое издание предпочесть?

     Отрывки из Пушкина не следует искать в хрестоматиях или в сборниках разных авторов. Лучше всего – в книгах самого Пушкина с хорошими иллюстрациями. Исключением может быть «Лукоморье». Многие составители сборников считают его отдельным произведением, а не частью поэмы «Руслан и Людмила». В таком случае лучше предпочесть «Лукоморье», проиллюстрированное Татьяной Мавриной: художница создала отдельную чудо-книжечку, живущую своей полноценной жизнью и адресованную самым-самым маленьким.

   Для ребенка текст и картинки равноценны: Пушкин может открыться ему не только благодаря словам, но и благодаря рисункам в книге. Поэтому так важно для первого знакомства подбирать издания с хорошими иллюстрациями. Сказки Пушкина очень иллюстративны. Потому художники охотно за них берутся. При выборе книги следует учитывать: количество иллюстраций на странице должно соответствовать возрасту, развороты без картинок не подойдут детям до четырех лет. Но если рисунки заслоняют собой текст, тоже нехорошо: ребенку нужен простор для воображения. Замечательны книги с рисунками В. Конашевича, которые отлично гармонируют с текстом, стихотворный сюжет в них живет и движется вместе с рисунками.

     Практический совет: предлагайте ребенку делать рисунки по произведениям Пушкина. Используйте во время чтения раскраски. Находите картинки природы, быта, описанные поэтом, в жизненных ситуациях.  Создайте домашний кукольный театр с героями пушкинских сказок.

     Прекрасных изданий с произведениями Александра Сергеевича Пушкина сегодня много. Многие из них есть в фонде областной детской библиотеки.

    Приглашаем вас в библиотеку и желаем вам приятных семейных прочтений Пушкина!

Заведующая отделом обслуживания дошкольников ГБУК «СОДБ»

Фёдорочева Н. Б.