Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Диплом участника Акции 2011 г.

«Самолет-штурмовик Ил-2»

Скульптор – И.Б.Федоров при участии А.И.Фролова,
архитектор – А.Г.Моргун.

«Самолет-штурмовик Ил-2» – памятник трудовой и боевой славы куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны. Памятник является настоящим самолетом Ил-2. Немецкие солдаты прозвали такой самолет «черной смертью». За годы войны 1-й и 18-й авиационные заводы – нынешние «ЦСКБ-ПРОГРЕСС» и «Авиакор – авиационный завод» выпустили десятки тысяч самолетов подобного типа, поэтому этот монумент стал одним из символов города.

Интересна история памятника. В начале 1970-х годов ветеранами авиационного завода было решено поставить у проходной завода памятник в виде боевого самолета Ил-2. Но оказалось, что у завода, изготовившего в годы войны более 15000 самолетов Ил-2, нет ни одного экземпляра, а в ВВС он, конечно, давно снят с вооружения.

Поиски самолета поручили ветерану завода Е. А. Капустнику и будущему заведующему заводским музеем В. Г. Быкову. Они проверили несколько сообщений о найденных штурмовиках, но все они оказались непригодными к восстановлению. Найти настоящий Ил-2, казалось, невозможно. Как всегда помог случай. В Карелии около озера Ориярви работниками леспромхоза был обнаружен самолет с номером 1872932. В задней кабине нашли останки человека. Были предприняты все меры по установлению личности погибшего и захоронению его останков. Для этого в Министерство авиационной промышленности был направлен запрос с просьбой о помощи в установлении завода-изготовителя самолета. Так удалось выяснить, что найденный самолет был изготовлен на Куйбышевском авиационном заводе и направлен зимой 1943 года в Заполярье в 828 штурмовой авиаполк.

После получения этих сведений установили, что машиной управлял летчик К. М. Котляревский, а в задней кабине находился стрелок Е. Мухин. Выяснились и подробности боя, в котором самолет был сбит. Восемь штурмовиков были направлены на штурм вражеской авиабазы, расположенной на аэродроме Алакуртти. Штурм Алакуртти был самой опасной операцией за время войны. Во время бомбежки было уничтожено более 40 самолетов противника, склад с горючим, сожжены аэродромные постройки. В этом бою погибли четыре летчика полка. Четыре оставшихся самолета с трудом пробивались к линии фронта. В бою был подбит и самолет летчика К. М. Котляревского, и он вынужден был посадить его на заснеженное болото. Стрелок в бою был убит, а раненый летчик пробирался по глубокому снегу к линии фронта. Только на восьмой день его подобрали разведчики. После окончания Великой Отечественной войны ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Возможность получить настоящий штурмовик, построенный на их заводе, обрадовала энтузиастов-заводчан. В Карельские леса была отправлена делегация. Самолет, конечно, пострадал от долгого лежания в лесу, но это был «живой» боевой Ил-2. Работники леспромхоза помогли вытащить самолет из болота. Для этого в лесу прорубили просеку, к болоту подогнали технику. С трудом, но машину удалось доставить на берег озера. По озеру на плоту самолет доставили до станции Алакуртти, недалеко от которой он и был подбит. Самолет доставили на завод в разобранном состоянии, и многие рабочие, как ветераны, так и молодежь, бережно восстанавливали Ил-2 для того, чтобы он мог занять свое место на пьедестале. Стоящий на постаменте памятник самолет-штурмовик Ил-2 в Самаре – настоящая легенда боевой славы. На нем закреплена памятная табличка со словами: Ил-2 установлен в ознаменование боевой и трудовой доблести куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В начале 1970-х годов штурмовик был установлен на проходной авиационного завода. Городское руководство решило установить памятник в месте, доступном для всех, так как создание штурмовика являлось трудом многих предприятий города и огромного числа жителей. За разработку проекта взялся главный архитектор города Алексей Моргун (в молодости он сам работал на авиазаводе клепальщиком).

Сразу было одобрено место на пересечении проспекта Кирова с Московским шоссе. Было рассмотрено несколько вариантов расположения самолета и форм пьедестала (скульптор И.Б.Федоров при участии А.И.Фролова). Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года, в тридцатую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В первоначальном варианте самолет располагался вдоль проспекта Кирова носом на Запад, что символизировало «с Безымянки– на фронт», но проект изменили из-за линии правительственной связи, проходящей по Московскому шоссе в районе ипподрома. Чтобы не перекладывать линии, самолет развернули на 90°. Весной 2010 года памятнику установили подсветку.