Выбрать версию сайта:

Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Пособие для родителей ВАШ ПЯТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК

Дорогие родители!

 Недавно ваш малыш отпраздновал свой первый юбилей. Ребенок горд, он четко осознает, что уже не маленький. Ему уже 5!

Малышу интересно все: космос, древний мир, человеческое тело, растения, страны, изобретения и многое другое. Не игнорируйте вопросы любознательного человечка. Не отбивайте охоту познавать мир и учиться. Рассказывайте ему обо всем доступными словами, читайте детские энциклопедии. Ребенок уже знает, что такое фрукты, овощи. Отличает домашних зверей от диких. Знает свой адрес. Умеет пересказывать сказки.

Приветствуйте любые действия, связанные с рисованием карандашом, ручкой, красками, мелками. Это поможет укрепить руку перед школой. Дети любят задания  с лабиринтами, поиском отличий одной картинки от другой, сортировкой объектов.

Дело в том, что, наряду с познавательной тенденцией, у дошкольника  выделяется  еще личностная.  Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит.  Ребенок начинает осознавать свою причастность к миру людей вообще. Дети в этом возрасте могут на равных разговаривать со взрослыми о животных, машинах, явлениях природы, но все чаще, наряду с этим, возникают разговоры о себе, о родителях, о событиях в семье. Интерес к  миру  физических и природных явлений несколько потеснился и дал место интересу к миру людей. Дошкольнику уже недостаточно внимания только взрослых, мир сверстников становится очень важным и желанным.

Девочки как никогда ощущают свою причастность к миру женщин, мальчики – к миру  мужчин. Это лучшее время для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского труда: мальчик с удовольствием будет помогать отцу в гараже, девочка – маме на кухне. Мальчикам важно, чтобы мамы и бабушки видели и отмечали их мужское начало, видели в них опору, защитника и помощника. Девочки имеют потребность в заботе, похвале со стороны отца и дедушки.

Бывает так, что сидит ребенок, собирает конструктор, и родители думают, что этого достаточно для развития. Но в этом возрасте очень важны сюжетно-ролевые игры: в пиратов, в дочки-матери, в больницу, в магазин. В таких играх ребенок осваивает социальные роли.

В общении со сверстниками дошкольник совершает множество действий, которые практически не встречаются при его общении со взрослыми: со сверстниками ребёнок спорит, требует, успокаивает, жалеет, приказывает, навязывает свою волю и пр. Разговор со сверстниками очень  эмоционален и  раскован, и это отличает его от разговора со взрослыми. Старшие дошкольники очень любят играть друг с другом, и играют жадно и самозабвенно.

И как в любом общении, могут возникать ссоры, обиды, стеснения. Самое время научить ребенка некоторым ритуальным словам приветствия, прощания, извинения. Учите ребенка не стесняясь подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру.

Тесты на развитие ребенка 5 лет (по версии сайта http://detisochi.ru)

Окружающий мир

  • Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый).
  • Определять, какое сейчас время суток (утро, день, вечер)?
  • Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название своей страны, ее столицы. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных

профессий.

  • Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
  • Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

Внимание

  • Использовать знания о геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5 – 6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов.

Математика

  • Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Мышление

  • Понимать простейшие причинно следственные отношения (почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Знать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.

Память

  • Запоминать 7 – 8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать недлинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Развитие речи

  • Составлять сложные предложения разных видов.
  • Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
  • Составлять рассказы по картинкам.
  • Выразительно рассказывать стихотворения.
  • Различать гласные и согласные буквы.

Дорогие родители! Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания. Не забывайте, пожалуйста, читать ребенку каждый день хотя бы двадцать минут. Это лучший способ расширить его кругозор, развить мышление, внимание и речь.

При подготовке пособия использовались материалы:

  1. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. – Москва :  Эксмо, 2009.
  2. http://detisochi.ru/
  3. http://www.psychologos.ru/articles/view/obschenie_doshkolnika_so_sverstnikami

Составитель: Креккер И. А., психолог