Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Московские подростки не бросили читать ради Интернета

Российская государственная детская библиотека провела исследование, чтобы выяснить, как много читают современные тинэйджеры, какую роль в их жизни играют электронные книги и как на пристрастие к чтению влияет Интернет.

В 2011-2012 гг. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки (РДГБ) совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования было проведено комплексное исследование, целью которого было изучение состояния чтения и новых читательских практик московских подростков 11-14 лет (учащиеся 5-8 классов) в контексте развития новой электронной среды.

Исследователи опросили 1140 учеников 5-8 классов семи столичных школ. 51% участников опроса признались в том, что любят читать, но, при этом, у 46% мальчиков и 56% девочек на чтение не хватает времени. Много читают всего 24% школьников (из них 18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9% и 16%). Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%, разрешалось выбрать несколько вариантов ответа).

52% из тех, кто любит читать, за месяц одолевают 1-2 книги вне школьной программы; 28% прочитывают 3-4 книги в месяц, и только 9% — больше 4. В отношении к чтению четко прослеживаются гендерные различия: не читающих девочек почти в два раза меньше, чем мальчиков, и у девочек больше объем прочитанных книг.

Рейтинг тематических предпочтений в целом выстроился так: большинство учащихся предпочитают фантастику (56%), приключения (50%), юмор (44%) и фэнтези (38%). Стихи выбрали 15% опрошенных, русскую классику — 14%. Результаты исследования подтвердили уже выявленные ранее проблемы, связанные с качеством чтения. Исследователи пришли к выводу, что в круге чтения школьников исчезла «золотая полка» — произведения классиков отечественной и зарубежной детской литературы.

Опрошенные школьники рассказали также о количестве книг в семейной библиотеке у них дома. 11% учащихся сообщили, что у них дома находится более 1000 книг, у 11% — от 500 до 1000, у 20% — 300-500, у 38% школьников дома от 200 до 500 наименований книг, и менее 50 книг в домашней библиотеке 20% подростков.

В очередной раз подтвердилось, что Интернет не отвращает детей от литературы. Исследование РГДБ, как и проведенное ранее исследование западных коллег, показало, что Интернет не является причиной отказа от чтения. 92% опрошенных подростков сообщили, что читают в сети различную информацию, в том числе и книги.

О книгах и чтении в Интернете 28% школьников узнают на форумах, 23% на сайтах книжных издательств, 17% в блогах, 11% — на специализированных сайтах для подростков, 17% на сайтах библиотек, 10% — на рекомендательных сайтах (Имхонет, LiveLib), 4% пользуются поисковиками, еще 14% приходится на различные сайты, а 28% участников опроса информацию о книгах в интернете не ищут.

Что касается электронных книг, то 42% читают книги с экранов компьютеров, 19% распечатывают скачанные книги, 12% читают книги с экрана телефона или коммуникатора, а у 19% есть специализированное устройство для чтения текстов. Аудиокниги предпочитает всего 1% опрошенных школьников.

В целом, исследование показывает, что в 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит. По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и, во многом, это следствие увеличения школьных нагрузок. Чтение становится все более «деловым», но и все более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо легкое, не требующее больших усилий.

http://pro-books.ru/news/3/11038