Выбрать версию сайта:

CAPTCHA
Этот вопрос предназначен для защиты от спама. Пожалуйста введите символы с картинки в форму ниже.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Основная версия
Основная версия
Мобильная версия

Как ребенку полюбить чтение

Вы мечтаете, чтобы Ваш ребенок полюбил чтение? Задумывались ли Вы когда-нибудь, с какого возраста надо знакомить ребенка с книгой?

Знакомиться с книжками для детей должна будущая мама, когда он еще в утробе. Уже на этом этапе женщина должна задумываться, а что же она будет читать ему (стихи или петь песенки).

Потом, когда ребенок родится и до года они будут с матерью единым целым, как один организм, именно в этом возрасте младенчества так важна связь между ними. Она будет укрепляться с помощью слова, голоса матери, напевных потешек, песен и т.д. Очень важно, чтобы мама сама, а не через аудиокнигу знакомила ребенка с первыми произведениями. Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил и знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни. Ритм колыбельной песни, соотнесенный с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка играет важную роль в открывании души навстречу поющему голосу. Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений - это самый древний универсальный и успешный способ присоединения к партнеру. Таким образом, происходит объединение двух людей в одну систему, ведомую общим ритмом. Поэтому интонация, слова, образы колыбельной беспрепятственно проникает внутрь одушевленного тела младенца, пропитывая его и закрепляясь в самой глубине его существа.

Когда ребенок становится старше (2-3 года) к вечерней песне присоединяется чтение сказок и историй, задушевные разговоры о самом важном. В этом возрасте ребенка надо знакомить с книжками-игрушками с развивающими элементами. Они стимулируют исследование свойств  предметов. Дети получают от них много положительных эмоций. Дети делятся на три категории: ребенок-зритель, ребенок-слушатель и ребенок-деятель (по теории ученых Э. Брэдвея и Б. А. Хила). Для гармоничного развития ребенка, необходимо развить все три этих направления. Для развития зрителя - акцент на картинки, для слушателя читать в слух, (или использовать книги со встроенными записями голосов и звуков), для деятеля - разыгрывать сюжеты из книг с помощью кукол и игрушек, рисовать, лепить, делать аппликации. Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является предметная деятельность. Взаимодействуя с предметами, он проживает расстояния между ними, их величину и форму, тяжесть и плотность и одновременно познает физические параметры собственного тела, ощущает их единство и постоянство.

Большое значение придается разговору с ребенком о прочитанном произведении, так называемом разборе. Разбор произведения обладает собственной творческой силой. Это укрепляет в читателе (слушателе) мыслительную способность и возбуждает, обогащает, углубляет его впечатления, чтобы произведение внесло в его душу целый ряд новых чувств и образов.

В дошкольном возрасте ребенок занимается сложной работой по упорядочиванию мира, он находит место окружающим предметам, людям, событиям, явлениям, себе самому в этом мире и таким образом формирует свое самосознание. Таким образом, удовлетворяется одна из важнейших человеческих потребностей - потребность в смысле. До пяти лет закладываются основы личности ребенка. В этот период детям подходят фольклорные тексты не только потому, что они просты, но они имеют еще своеобразную магическую силу, эти образы очень емкие и словарные формы похожи на заклинание. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке. По мере того, как речь ребенка становится более богатой, пространство вокруг него и пространство собственного тела детализируются и наполняются отдельными предметами, имеющими собственные имена. Слово не дает растечься и исчезнуть текущему психическому восприятию, оно как бы останавливает поток впечатлений, закрепляет их существование в памяти.

Поэтому важно, чтобы взрослый все время обогащал лексикон ребенка, в том числе и с помощью книг и художественных произведений.

С поступлением ребенка в школу, начинается новый этап в его развитии. Он приходит в учебное заведение открытым для активного читательского восприятия. Чувства ученика формируются под влиянием эмоциональной атмосферы в школе, но в первую очередь от атмосферы уроков. Развитие эмоционального воображение через книги - это в будущем мощное оружие против жестокости, агрессивности, душевной "глухоты". Но обязательность, принудительность изучаемых текстов и отсутствие выбора - это барьер в воспитании любви к книге и гасит эмоциональность ребенка. Даже небольшое проявление читательской свободы приводит к более яркой читательской жизни и заинтересованности ребенка к чтению. Книга должна потрясать, зажигать, заинтересовывать ребенка, оставлять его неравнодушным, воспитывать любовь, вдохновлять. Поэтому надо так взаимодействовать с ребенком и книгой, чтобы совершенствовать его воображение, развивать интеллект. Ребенок делает успешно что-нибудь и по наитию, не отдавая себе отчета в том, как и почему он это делает. Если он делает это достаточно хорошо, то не нуждается в специальной заботе взрослого. Если он этим умением не владеет, надо учить его управлять соответствующей деятельностью произвольно и целенаправленно. Это же относится и к приобщению ребенка к книге.

Читающий человек будет стоять выше по уровню того, кто смотрит телевизор. С научной точки зрения, именно художественное чтение развивает интеллект и речь, позволяет ребенку понять себя и окружающий мир, обогащает его духовный мир, воспитывает чувства и таким образом развивает личность. Гаджеты сводят активность ребенка к минимуму. Нужно держать тонкую грань не противопоставляя книгу (например телефону или планшету), а регламентируя нахождение его в них. Художественное произведение обладает несколькими аспектами, которые имеют развивающее влияние на детей:

- Это инструмент ненавязчивого обучения, в т.ч. в игровой форме;

- Оно закаляет характер и устанавливает приемлемые нормы поведения;

- Работа с книгой обладает коррекционными возможностями при работе с психотравмой и т.д.;

- Книга объединяет поколения и дает возможность приятно провести время.

Как же привить ребенку любовь к книге, а в дальнейшем и любовь к чтению? Определим конкретно для Вашей семьи несколько вопросов и правил:

1. Что или кто может стать мотиватором чтения в семье?

2 . Как часто вы сами берете в руки книгу (материальную или электронную)?

3. Продумайте, какие книги Вы будете обсуждать сегодня.

4. Организуйте ребенку специальное место для книг.

5. Где и когда Вы можете читать ребенку?

6. Вслушивайтесь, как читают аудиокниги актеры

Как заинтересовать ребенка, чтобы он полюбил чтение:

- проникнуться интересом ребенка, каким бы странным он Вам не казался;

- узнать запрос ребенка;

- нужно самим быть читающими родителями (чтобы дети видели это, должно быть много книг в доме);

- убеждения не работают, только личный примером можно заинтересовать ребенка;

- начните читать книги при детях прямо сегодня;

- покажите детям, что Вам интересно читать (делиться с ними мыслями о прочитанном);

- читать детям вслух даже когда он умеет сам читать.

Чего не стоит говорить или делать с ребенком, чтобы не вызвать отвращения к чтению:

- говорить, что надо закончить книгу побыстрее;

- запугивать, угрожать;

- манипулировать;

- торговаться;

- не стоит делать жесткую привязку к теме чтения;

- противопоставлять чтение гаджету.

Уважаемые родители, полюбить чтение ребенок может в любом возрасте. И от Вас многое зависит. Главное не отчаиваться. Покажите своим примером,  как это увлекательно и полезно.